1
Содержание:
1.
Пояснительная записка
3
2.
Организационно-педагогические условия реализации
дополнительной общеобразовательной программы
5
3.
Материально-техническое обеспечение
6
4.
Текущий контроль
7
5.
Формы промежуточной аттестации
7
6.
Учебный план
8
7.
Календарный учебный график
11
8.
Программа воспитания
13
9.
План воспитательной работы
15
10
Оценочные и методические материалы
16
11.
Список литературы
18
1. Пояснительная записка
2
Дополнительная общеобразовательная программа «Фитбол-гимнастика» имеет
физкультурно-спортивную направленность и разработана в соответствии со
следующими нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2022 № 568-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании
утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона „О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере “;
Указ
Президента
Российской
Федерации
от
21.07.2020
№
474
"О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей";
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-Р «Стратегия развития воспитания
в России на период до 2025 года»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. N 467
"Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (с изменениями и дополнениями от 02.02.2021 г и 21.04.2023 г.);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам”;
- Приказ Минтруда РФ от 22.09.2021 N 652Н. "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»;
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 г. «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания";
- Положение об организации и осуществлении деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам-дополнительным общеразвивающим программам, утв.
(приказ № 28 от 29.08.2023 г.);
- Порядок оказания платных образовательных услуг по реализации дополнительных
общеобразовательных программ-дополнительных общеразвивающих программ МБДОУ
«Детский сад № 27» (приказ № 35 от 23.12.2024), Лист изменений к Порядку оказания
платных образовательных услуг по реализации дополнительных общеобразовательных
программ-дополнительных общеразвивающих программ МБДОУ «Детский сад № 27» от
(приказ № 33-ОД от 14.08.2025 г.).
3
Актуальность. В настоящее время многие дети дошкольном возрасте имеют проблемы с
опорно-двигательным аппаратом. Большинство детей малоподвижные или, наоборот,
сверхактивные. Они отличаются неустойчивой психикой и неразвитыми процессами
саморегуляции. Часто болеют, имеют низкий уровень физического развития и, как
следствие, слабый мышечно-связочный аппарат.
Современная педагогика требует от специалистов поиска новых подходов к организации
физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Одной из методик, отвечающих этим
требованиям, является работа с фитболами (мячами).
Игры и упражнения с мячами помогают детям развивать самостоятельность, быстроту,
ловкость движений и ориентировку в пространстве. Они включают в себя разнообразные
двигательные действия: ходьбу, прыжки, бег, метание.
Двигательные действия с мячом могут выполняться разными способами, в сочетаниях, с
изменением темпа и скорости. Это способствует комплексному развитию ребёнка, включая
соматическое, интеллектуальное и физическое развитие. Кроме того, такие упражнения
Цель: формирование базовых двигательных умений и навыков в упражнениях с фитболами
Задачи:
Оздоровительные
Укреплять мышечный корсет, формировать правильную осанку
Развивать координацию движений и равновесие
Обучающие
Дать детям представление о форме и физических свойствах фитбола, формировать «чувство
мяча»
Учить правильной посадке на неподвижном мяче;
Осуществлять страховку, вырабатывать навыки самостраховки;
Обучать прыжкам сидя на фитболе;
Разучивать динамические упражнения на фитболе из разных исходных положений
Уменьшать площадь опоры о фитболе
Разучивать комплексы ОРУ, музыкально-ритмические упражнения с мячом
Воспитательные
Воспитание целенаправленной двигательной активности;
Формирование нравственно - волевых качеств
4
2. Организационно-педагогические условия реализации Программы
Возраст учащихся, которым адресована программа 4-5 лет.
Занятия проводятся с сентября по май, 2 раза в неделю. Длительность их составляет 20
минут. Занятия проводятся фронтально.
Для них характерна традиционная трехчастная структура, объединяющая вводную,
основную и заключительную части. Каждая часть решает определенные задачи, в
соответствии с которыми подбираются и чередуется упражнения, продумывается методика
их проведения.
Вводная часть направлена на повышение эмоционального настроя детей, активизацию их
внимания и постепенную подготовку организма к более интенсивной работе. В этой части
занятия необходимо заинтересовать воспитанников, сосредоточить их внимание, дать
первоначальную нагрузку. В основной части занятия реализуются задачи обучения и
закрепления двигательных умений и навыков, воспитания физических качеств, обогащение
двигательного опыта детей. Заключительная часть занятия обеспечивает постепенное
снижение эмоциональной и физической нагрузки.
Занятия с элементами фитбол-гимнастики отличаются от традиционных физкультурных
спецификой применения ее средств.
В этой связи выделяются следующие варианты проведения физкультурных занятий с элементами
фитбол-гимнастики.
1-й вариант – с включением средств фитбол-гимнастики в вводную и основную части занятия.
2 – вариант – с включением средств фитбол –гимнастики в основную часть занятия или в основную
и заключительную.
3-й вариант – с включением средств фитбол-гимнастики в содержание всех трех частей занятия.
При подготовке к занятиям тщательно продумываются способы организации детей (фронтальный,
поточный, реже индивидуальный) в зависимости от решаемых задач, возраста и уровня физической
подготовленности. Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1-1,5 м друг
от друга и от выступающих предметов в зале. Темп и продолжительность упражнений
индивидуальны.
Средства фитбол-гимнастики: индивидуальные и коллективные игровые упражнения, и
подвижные игры с использованием фитбола как предмета, который перемещают (прокатывают,
подбрасывают, переносят и др.); как препятствие, которое преодолевают (обегают, перелезают,
перешагивают и др.); как опоры, на которой прыгают, сидят, лежат и др.
Планируемые результаты освоения программы
Развиты двигательные качества в соответствии с возрастными особенностями;
Сформированы основные двигательные действиям с фитболом;
Развита координация движений и равновесие;
Укреплен мышечный корсет, сформирована правильная осанка;
Развита мелкая и крупная моторика;
Организм адаптирован к физической нагрузке.
5
2. Материально – техническое обеспечение:
№
Наименование
Количество
п/п
1.
Фитбол d 40- 45 см
по количеству детей
2.
Гимнастическая лента
2 шт
3.
Скамейки
3шт
4.
Кегли
6 шт
5.
Обручи
по количеству детей
6.
Кубики
по количеству детей
7.
Массажные мячики
по количеству детей
8.
Конусы
5 шт.
9.
Тоннель
1-2 шт.
10.
Гимнастические маты
по количеству детей
11.
Музыкальная колонка
1 шт.
6
4.Текущий контроль
Текущий контроль проводится на каждом занятии. Этот оценка качества усвоения
изученного материала на занятии каждым ребенком. Результат фиксируется в «Журнале
учета занятий» согласно критериям:
Критерии
Обозначение
Обучающийся полностью усвоил материал
П
Обучающийся частично усвоил материал
Ч
Обучающийся не усвоил материал
Р
5. Формы промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация – это оценка качества освоения обучающимися
дополнительной образовательной программы.
Промежуточная аттестация освоения обучающимися дополнительной образовательной
программы «Фитбол-детям» проводится 2 раза в год по итогам завершения каждого
модуля.
Аттестация проводится в форме наблюдения за выполнением задания. Результат
фиксируется в протоколе, который хранится один год в методическом кабинете.
7
6.Учебный план:
Месяц
Основные задачи
Модуль 1
Сентябрь Научить
Октябрь сохранению
Ноябрь
правильной
осанки при
выполнении
упражнений для
рук и ног в
сочетании с
покачиваниями
на фитболе.
Декабрь
Январь
Научить
сохранению
правильной
осанки и
тренировка
равновесия и
координации.
Рекомендуемые упражнения
Количество
академических
часов
- «Покачаемся» самостоятельно
покачиваться на фитболе
с опробованием установки: пятки давят на
пол, спина
прямая, через затылок, позвоночник и
фитбол как бы
проходит стержень;
- «Разминка для боксера» в среднем темпе
выполнять
движения руками: в стороны — вверх —
вперед — вниз.
Выполнять прямыми руками круговое
вращение в
лучезапястных, локтевых и плечевых
суставах.
- «Качели» и.п.: сидя на фитболе.
Выполнить: ходьбу на
месте, не отрывая носков; ходьбу, высоко
поднимая
колени;
- Подвижные игры»
1 ч- теория
25 ч- практика
-«-«Веселые ножки» поочередно выставлять
ноги на пятку вперед в сторону, руки на
фитболе;
- «Веселые ножки» поочередно выставлять
ноги вперед, в сторону, на носок;
-«Веселые ручки» то же упражнение с
различными положениями рук: одна вперед,
другая вверх; одна за голову, другая в
сторону.
- «Наклоны» наклоняться вперед, ноги
врозь;
- «Достань носок» наклониться вперед к
выставленной ноге вперед с различными
положениями рук;
1 ч-теория
13 ч-практика
Модуль 2
8
Февраль
Март
Апрель
Май
Обучить ребенка
упражнениям на
сохранение
равновесия с
различными
положениями на
фитболе
- «Наклоны» и.п:. сидя на фитболе, ноги на 32 ч- практика
полу. Наклоняться в стороны: руки на поясе,
руки за головой, руки в стороны; наклоняться к выставленной в сторону ноге с
различными положениями рук;
-«Пошагаем» и.п:. сидя на фитболе. В
медленном темпе сделать несколько шагов
вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя
прямой угол между голенью и бедром, пятки
должны быть на полу, руки придерживают
фитбол сбоку. Переступая ногами, вернуться
в и.п.;
-«Переход» и.п:. лежа на фитболе, руки в
упоре на полу. Сделать несколько шагов
руками вперед и назад. Затылок, шея, спина
должны быть на прямой линии;
-«Выше ноги» и.п:. лежа на животе на
фитболе, ноги полусогнуты в стартовом
положении на полу. Согнуть руки в локтях,
ладонями вперед («крылышки»). Голову не
поднимать;
-«Махи ногами» и.п: лежа на животе на
фитболе, руки на полу, ноги в стартовом
положении. Поочередно поднимать ноги до
горизонтали, руки должны быть согнуты,
плечи — над кистями;
- «Кит» и.п: то же. Поднимать поочередно
ноги, сгибая в коленях;
- «Вверх ногу» и.п: лежа на спине на полу,
прямые ноги на фитболе. Выполнять
поочередно махи прямой ногой вверх;
- «Лесенка» и.п: лежа на спине, на полу, руки
вдоль туловища, ноги стопами опираются на
фитбол. Поочередные махи согнутой ногой; выполнить два предыдущих упражнения из
и.п. руки за голову.
- «Покачаемся» и.п: сидя на полу с
согнутыми ногами боком к фитболу.
Облокотиться на фитбол, придерживая
руками, расслабить мышцы шеи, спины,
положить голову на фитбол и в таком
положении покачаться;
- «Наклоны» и.п: сидя на полу спиной к
фитболу, придерживая его сзади руками.
Расслабить мышцы шеи и спины, положить
9
голову на фитбол и покачиваться влево,
вправо.
-Подвижные игры
2/70
Общее количество академических часов теория/ практика
20 минут
Длительность одного занятия
2/40 минут
Количество занятий в неделю / объем учебной нагрузки (мин.)
10
7. Календарный учебный график
№ п/п
Месяц
Тема/ неделя
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
«В траве сидел кузнечик»
«Пустое место»
«Утки и охотник»
«Лиса и тушканчики»
«Мяч – опора»
«Лошадки и волк»
«Мы — веселые ребята»
«Веселые путешественники»
«Прятки»
«Игра с мячом»
11.
12.
«Лесные жители»
«В гости к елке»
13.
14.
«Волшебный мяч»
«Игра с мячом»
15.
«Непослушные мячи»
16.
17.
18.
19.
20.
«Пингвины на льдине»
«Не пропусти мяч»
«Успей передать»
«Быстрая гусеница»
«Угадай, кто сидит на мяче»
Модуль 1
сентябрь
октябрь
I II III IV I II III IV
V I
ноябрь
II III IV
I
декабрь
II III IV
I
январь
II
III
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
11
Модуль 2
Месяц/ неделя
21.
«Хлоп-топ»
22.
«Ушастый нянь»
23.
24.
«Вместе весело шагать»
«Необычное приключение»
25.
26.
«Здравствуй, солнце!»
«Буратино»
27.
«Веселые затейники»
28.
«Веселое путешествие»
29.
30.
«Капельки- подружки»
«Ручеек»
31.
«Ветер»
32.
«Волшебный сон”
33.
«Сделай фигуру»
34.
«Лови мяч»
35.
«Мой друг- фитбол»
36.
«Вот как мы умеем»
I
2
февраль
II
III
IV
I
март
II
III
IV
I
апрель
II
III
IV
I
май
II
III
IV
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
12
9. Программы воспитания.
Цели и задачи воспитания.
Цель воспитания в ДОО – личностное развитие каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе
традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
– формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях
российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
– формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, самому себе;
– становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Задачи воспитания в ДОО:
– содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
– способствовать становлению нравственности, основанной на духовных
отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно
своей совести;
– создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его
готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
– осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством
проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания
воспитывающих общностей;
– формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей
здорового и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и
ответственности, активной жизненной позиции;
– поддержка традиций дошкольного учреждения в проведении социально значимых
образовательных и досуговых мероприятий.
Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы.
Направления
воспитания
Патриотическое
Родина, природа
Духовнонравственное
Ценности
Целевые ориентиры
Родина, природа
Любящий свою малую родину и имеющий
представление о своей стране - России,
испытывающий чувство привязанности к
родному дому, семье, близким людям.
Жизнь,
Различающий основные проявления добра и
милосердие, добро зла, принимающий и уважающий
традиционные ценности, ценности семьи и
общества, правдивый, искренний, способный
к сочувствию и заботе, к нравственному
поступку. Способный не оставаться
равнодушным к чужому горю, проявлять
заботу; Самостоятельно различающий
13
Социальное
Человек, семья,
дружба,
сотрудничество
Познавательное
Познание
Физическое и
оздоровительное
Здоровье, жизнь
Трудовое
Труд
Эстетическое
Культура и
красота
основные отрицательные и положительные
человеческие качества, иногда прибегая к
помощи взрослого в ситуациях морального
выбора.
Проявляющий ответственность за свои
действия и поведение; принимающий и
уважающий различия между людьми.
Владеющий основами речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный,
умеющий слушать и слышать собеседника,
способный взаимодействовать со взрослыми
и сверстниками на основе общих интересов и
дел.
Любознательный, наблюдательный,
испытывающий потребность в
самовыражении, в том числе творческом.
Проявляющий активность,
самостоятельность, инициативу в
познавательной, игровой, коммуникативной и
продуктивных видах деятельности и в
самообслуживании. Обладающий первичной
картиной мира на основе традиционных
ценностей.
Понимающий ценность жизни, владеющий
основными способами укрепления здоровья занятия физической культурой, закаливание,
утренняя гимнастика, соблюдение личной
гигиены и безопасного поведения и другое;
стремящийся к сбережению и укреплению
собственного здоровья и здоровья
окружающих. Проявляющий интерес к
физическим упражнениям и подвижным
играм, стремление к личной и командной
победе, нравственные и волевые качества.
Демонстрирующий потребность в
двигательной деятельности. Имеющий
представление о некоторых видах спорта и
активного отдыха.
Понимающий ценность труда в семье и в
обществе на основе уважения к людям труда,
результатам их деятельности. Проявляющий
трудолюбие при выполнении поручений и в
самостоятельной деятельности.
Способный воспринимать и чувствовать
прекрасное в быту, природе, поступках,
искусстве. Стремящийся к отображению
прекрасного в продуктивных видах
деятельности.
14
10.План воспитательной работы
Событийные мероприятия планируются на основе традиционных ценностей российского
общества, Указа Президента РФ о теме предстоящего календарного года и событий в РФ,
календаря образовательных событий, календаря профессиональных праздников.
Направления
воспитания
Патриотическое
Тематика мероприятия
Сроки
проведения
День снятия блокады Ленинграда
27 января
День защитника Отечества
23 февраля
День Победы
9 мая
Международный день пожилых людей
1 октября
День защиты животных
4 октября
Международный день инвалидов
3 декабря
Международный женский день
8 марта
День смеха
1 апреля
День отца в России
20 октября
День народного единства
4 ноября
День матери в России
24 ноября
День космонавтики
12 апреля
Международный день Земли
22 апреля
День Государственного герба РФ
30 ноября
День Конституции Российской Федерации
12 декабря
Физическое и
оздоровительное
День зимних видов спорта в России
7 февраля
Всемирный день здоровья
7 апреля
Трудовое
Праздник Весны и Труда
1 мая
День воспитателя и всех дошкольных
работников
27 сентября
Всемирный день театра
27 марта
День знаний
1 сентября
Новый год
31 декабря
Духовно-нравственное
Социальное
Познавательное
Эстетическое
15
11.Оценочные и методические материалы:
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год по итогам завершения каждого
модуля.
Обозначения
Критерии
П
Уверенно самостоятельно выполняет движения на фитболе. Сохраняет
равновесие. Выполняет указания инструктора. Легко реагирует на
сигналы. Стремиться к ведущей роли в подвижных играх.
Ч
С помощью воспитателя выполняет движения уверенно. Действует
по указанию инструктора в общем темпе. Выполняет правила в
подвижных играх. Может сохранять равновесие, выполняя
упражнения на фитболе
Р
Упражнения с фитболом выполняет с напряжением. Координация
движений низкая. Равновесие на фитболе не сохраняется.
Медленный темп выполнения. В подвижных играх охотно
участвует. Нуждается в дополнительной индивидуальной работе.
Обработка результатов промежуточной аттестации:
П - Программа освоена в полном объёме.
Ч - Программа частично освоена
Р - Освоение программы находится на стадии формирования
16
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
№ 27» (МБДОУ «Детский сад № 27»)
ПРОТОКОЛ № 1
промежуточной аттестации по завершению Модуля 1
программы дополнительного образования «Фитбол - гимнастика» (для детей 4-5 лет)
Форма проведения: наблюдение
Педагогический работник, реализующий программу дополнительного образования:
_______________________________________________________
ФИО
ФИО ребенка
Уверенно
самостоятельно
выполняет движения
на фитболе.
Сохраняет
равновесие.
Выполняет указания
инструктора.
С помощью
воспитателя
выполняет
движения
уверенно.
Действует по
указанию
инструктора в
общем темпе.
Легко реагирует на
сигналы.
Выполняет
правила в
Стремиться к ведущей подвижных играх.
роли в подвижных
Может сохранять
играх. (П)
равновесие,
выполняя
упражнения на
фитболе (Ч)
Упражнения с фитболом
выполняет с
напряжением.
Координация движений
низкая.
Равновесие на фитболе не
сохраняется.
Медленный темп
выполнения.
В подвижных играх
охотно участвует.
Нуждается в
дополнительной
индивидуальной работе.
(Р)
Всего:
Дата проведения промежуточной аттестации: «____» _________________ г.
Педагогический работник, реализующий дополнительную общеобразовательную
программу:
____________________________________________________________________
17
12. Методическое обеспечение:
1. Власенко Н.Э. «Фитбол- гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного
возраста (теория, методика, практика). СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2018. -112 с.
2. Власенко Н.Э. Физическое воспитание и оздоровление дошкольников средствами
фитбол –гимнастики //Европейский туризм: тенденции развития: сборник научных
статей /под науч. ред. Т.А. Лопатик. – Минск: Бест-принт, 2012. – С. 80-85.
3. Власенко Н.Э. Фитнес для дошкольников. – Мозырь: Содействие, 2008. - 120 с.
18