1
Содержание:
1.
Пояснительная записка
3
2.
8
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Организационно-педагогические условия реализации
дополнительной общеобразовательной программы
Материально-техническое обеспечение
Текущий контроль
Формы промежуточной аттестации
Учебный план
Календарный учебный график
Программа воспитания
9.
План воспитательной работы
23
10.
11.
Оценочные и методические материалы
Методическое обеспечение
24
27
10
11
11
12
14
20
2
1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Линейная графика» направлена на
гармоничное разностороннее развитие ребенка через разнообразную художественноизобразительную деятельность сообразную с его психофизиологическими возможностями
и возрастными потребностями.
Особенностью данной технологии является четкое соответствие предложенных заданий
возрастным особенностям детей, все занятия проводятся в игровой форме с использованием
изобразительных технологий,
что
способствует
формированию
психологического
комфорта у детей, снимает страх оценивания его результатов, так как процесс игры
и рисования является ценным сам по себе, что повышает эмоциональный фон ребенка,
способствуя его гармоничному и целостному развитию.
В процессе такой деятельности ребенок не осознает всей важности поставленной перед ним
задачи, художественная деятельность для него близка, доступна и понятна, она
своеобразная игра, помогающая в графическом образе передать свое виденье мира, так как
по своей природе рисование схоже с игрой, где художник выступает сразу в нескольких
ипостасях: как сценарист, режиссер, актер (сам придумал, сам нарисовал, сам проиграл).
Актуальность
программы
обусловлена
стратегическим
планом
развития
дополнительного образования детей до 2030 года, который определяет необходимость
формирования у обучающихся навыков, связанных с физическим, интеллектуальным,
духовным и эмоциональным развитием.
Для художественной направленности в этом процессе особенно важны следующие
аспекты:
1. Содействие эстетическому, нравственному, патриотическому и этнокультурному
воспитанию детей через интеграцию в сферу искусства и сохранение культурного
наследия народов Российской Федерации.
2. Создание условий для активного вовлечения детей в многообразные виды
художественной деятельности и жанровое разнообразие творчества, при этом
соблюдая и развивая традиции классического искусства.
3. Обновление содержания образовательных программ с применением современных
цифровых
технологий,
специализированного
инновационных
оборудования
и
средств
художественных
коммуникации,
материалов,
что
способствует повышению качества и актуальности образовательного процесса.
3
Таким образом, программа представляет собой комплексный подход к формированию
всесторонне развитой личности, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные,
творческие и духовные качества, что является приоритетной задачей современной системы
дополнительного образования.
Программа дополнительного образования «Линейная графика» разработана в соответствии
со следующими нормативными документами:
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р., от 15.05.2023г. №1230р.);
- Распоряжение Правительства от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания
Российской Федерации на период до 2025 года;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. N 467 "Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей"(с
изменениями от 02.02.2021г. №38, от 21.04.2023г № 302)
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г.
№ 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания (Зарегистрировано в Минюсте России 29 января
2021 г. N 62296);
- Положение об организации и осуществлении деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам-дополнительным общеразвивающим программам, утв.
(приказ № 28 от 29.08.2023 г.);
- Порядок оказания платных образовательных услуг по реализации дополнительных
общеобразовательных программ-дополнительных общеразвивающих программ МБДОУ
«Детский сад № 27» (приказ № 35 от 23.12.2024), Лист изменений к Порядку оказания
платных образовательных услуг по реализации дополнительных общеобразовательных
4
программ-дополнительных общеразвивающих программ МБДОУ «Детский сад № 27» от
(приказ № 33-ОД от 14.08.2025 г.).
Направленность программы – художественная.
Уровень освоения: базовый.
Целями данной педагогической технологии являются укрепление у детей
психомоторных связей «рука-мозг- рука» на базе развития тонкой моторики кисти руки и
выработка необходимого для письма оптимального двигательного стереотипа, а также
интеллектуальное становление ребенка через активизацию чувственного конкретнообразного и формирование понятийного абстрактно-логического и абстрактно –
вербального мышления.
Задачи:
№
п/п
1
Наименование раздела
Задачи
Знакомство с линией
Формирование образных представлений о
разных видах линий;
-развитие кинестетической и кинетической
основ движения в процессе работы
разнообразными графическими материалами
при изображении разнохарактерных линий;
-формирования навыка правильного положения
кисти руки при рисовании;
-формирование навыка произвольной
регуляции силы нажима на материал в процессе
выполнения тонко дифференцированных
движений;
-формирование навыков произвольного
изменения размаха движения, произвольного
ускорения и замедления темпа движений,
ритмичного повторения однородных движений,
произвольного движения в нужной точке;
-формирование умения регулировать движение
в соответствии с задачами изображения,
подчинять движение соизмерению
повторяющихся элементов по длине и по
величине.
2
Ориентация в микропространстве
листа
Формирование навыков пространственных
ориентаций в микропространстве листа по
клеткам;
-формирование образных представлений о
таких пространственных ориентиров, как
«Верх-низ». «влево-вправо», центр, верхний
правый(левый)угол;
-развитие зрительно-пространственных
ориентаций в микропространстве листа в
5
3.
Знакомство с ритмичными
орнаментально-графическими
композициями
4.
Зеркально(симметрическое)
рисование
5.
Формирование абстрактнологических представлений
процессе деления бумаги на части
складыванием для получения опорных линий;
-развитие навыков графических движений в
процессе сложного линейного рисования с
опорной на линии сгиба;
-формирование навыка выстраивания алгоритма
последовательных действий в процессе
линейного рисования
Знакомство с различными видами
орнаментальных композиций: линейными,
геометрическими, цветочными,
пиктографическими;
-развитие навыков графических движений в
процессе создания ритмических линейнографических орнаментальных композиций;
-развитие чувства ритма при работе с
орнаментальными композициями, знакомство с
понятием «раппорт»;
-формирование механизмов сенсомоторного
восприятия при анализе и последующем
графическом изображении орнаментальных
композиций;
-развитие абстрактно-логического мышления
при составлении орнаментальных композиций,
восстановления целостного ряда элементов и их
последовательности
Формирование представлений о симметрии и
асимметрии, развитие чувства симметрии,
глазомера;
-развитие межполушарного (межинтегрального)
взаимодействия в процессе изображения
объекта обеими руками одновременно
симметричным и автономным способами;
-формирование навыка согласованного,
скоординированного движения
Формирование образных представлений о
пиктографии как о графическом способе
передачи информации;
-развитие навыков графических движений в
процессе создания линейно-графических
композиций с образами-символами,
передающими содержание рассказа о
доисторических временах развития
человечества;
-развитие абстрактно-логического(вербальнологического) мышления в процессе соотнесения
реального объекта и его символического
изображения;
-формирование развитие абстрактнологического мышления посредством развития
образных представлений о разнообразных
абстрактных символах(буквах,цифрах);
6
-формирование навыков воспроизводства и
воспроизведения информации в процессе
написания абстрактных символов и соотнесения
их с образным изображением;
-развитие навыков графических движений в
творческом процессе создания различных
линейно-графических композиций с образамисимволами, передающими смысловое
содержание слов, помогая осознать взаимосвязь
абстрактных знаков и глубокого понятийного
напоминания;
-формирование речевой активности детей
Планируемы результаты освоения программы:
правильно держать графический материал, ножницы;
рисовать разные виды линий, ориентируясь на линии сгиба;
делить лист бумаги, складыванием на 2,4,8,16,32,64 части;
рисовать различные виды линий, ориентируясь на линии сгиба;
рисовать
разные линии, ориентируясь
по зрительному образцу, речевую
инструкцию;
вписывать и описывать несложные (приближенные к основным сенсорным
эталонам) и усложненные(характерные) формы;
составлять симметричные и ритмичные декоративные композиции: точно размещать
на листе предметное и сюжетное изображение;
ориентироваться микропространстве листа (лево, право, верх, низ, верхний правый
угол и т.д.;
рисовать обеими руками одновременно.
7
2. Организационно-педагогические условия реализации Программы
Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного
возраста и адресована детям 5-6 лет.
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на один учебный год (сентябрьмай), общее количество учебных часов для освоения программы – 62 часа. Программа
реализуется на платной основе.
Занятия проводятся с сентября по май, 2 раза в неделю. Длительность их составляет 25
минут. Занятия проводятся фронтально.
На занятиях по рисованию - линейной графике мы использовали словесные (беседы,
художественное слово, словесные инструкции) и наглядные методы и приёмы (схемы и
таблицы декодирования предметов, рисунки-образцы с поэтапным рисованием,
иллюстрации, репродукции, ИКТ - презентации), а также дидактические пособия с
рельефным контуром изображаемых линий и предметов.
Перед тем как перейти к рисованию, мы использовали игровые приемы -упражнения,
изображение пальцами линий или предмета, пальчиковая гимнастика, создание образа
предмета и линии с помощью выразительного движения, мимики, голоса. Такие
упражнения способствуют обогащению сенсомоторного опыта ребенка, позволяет ребенку
проиграть предложенный сюжет, развивает речевой аппарат, способствует лучшему
усвоению материала.
Структура занятия по технологии развития линейно-графических навыков у детей старшего
дошкольного возраста включает в себя три части: вводную, основную и заключительную.
Вводная часть: нацелена на формирование устойчивой мотивации ребенка на бедующую
деятельность, формирование заинтересованности не только в процессе деятельности, но и
в ее результате.
Прежде чем перейти к самому изображению, дети рассматривают, обследуют и
анализируют линии и предметы, знакомятся с абстрактными символами –пиктограммами,
буквами, учатся «кодировать» и «декодировать» информацию, составлять орнаментальную
композицию, что способствует их полноценному психофизиологическому и
интеллектуальному развитию.
Основная часть: нацелена на формирование устойчивых линейно-графических навыков у
детей, формирование школьно-значимых функций.
Включает в себя непосредственно изобразительную деятельность, которая может
осуществляться по-разному:
в форме поэтапного репродуктивного рисования с опорой на речевую инструкцию
педагога (когда ребенок последовательно повторяет действия педагога);
в форме рисования без показа педагога с опорой на речевую инструкцию;
В форме рисования без показа педагога с опорой на речевую инструкцию;
8
В форме самостоятельного рисования (творческое занятие), когда ребенок сам
выбирает сюжет, художественный материал и технику, в которой выполняет задание
Заключительная часть: нацелена на закрепление результата практической деятельности,
подведение итогов занятия, формирования ощущения законченности действия и
эмоциональной удовлетворенности результатом.
Включает в себя придумывание названия рисунка, составление короткого рассказа по нему,
оформление индивидуальных работ в общую композицию, организацию выставки детских
работ, обсуждение результатов художественно-творческой деятельности (что понравилось
рисовать больше всего, что было сложно и т.д.)
В процессе организации занятия желательно использовать музыкальное сопровождение,
которое может быть включено в любую его часть. В вводной части музыка может
настраивать на определенный эмоциональный лад, предваряя тематическую беседу, а в
основной – включается в качестве фонового сопровождения в процессе рисования. В
заключительной части – для формирования логической законченности при проведении игр
и обсуждений.
9
3. Материально – техническое обеспечение:
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Наименование
Столы
Стулья
Мольберт
Магниты держатели
Интерактивная панель
Флешка
Карандаш простой с резинкой
Восковые мелки, 12 цветов
Цветные карандаши, 18 цветов
Гелевая ручка серебряная
Шариковая ручка черн
Капиллярная ручка черн
Гелевая ручка золотая
Кисть Brauberg ART KLASSIC 12
Кисть пони 4
Фломастеры 16 цветов
Бумага для принтера белая
Альбом на пружинке
Картон белый
Гуашь 6 цветов
Пастель масляная
Угольный карандаш
Сангина
Цветная бумага 24 цвета, 24 л
Ножницы
Ватман
Клей карандаш
Стакан непроливайка
Палитра цветочек
Точилка
Количество
по количеству детей
по количеству детей
1 шт
5 шт (1 набор)
1 шт
1 шт
12 шт
12 уп
12 уп
12 шт
12 шт
12 шт
12 шт
12 шт
12 шт
12 шт
2 уп
12 шт
3 шт
12 шт
12 шт
12 шт
12 шт
2 шт
12 шт
3 шт
12 шт
12 шт
12шт
1 шт
10
4.Текущий контроль
Текущий контроль проводится на каждом занятии. Этот оценка качества усвоения
изученного материала на занятии каждым ребенком. Результат фиксируется в «Журнале
учета занятий» согласно критериям:
Критерии
Обозначение
Обучающийся полностью усвоил материал
О
Обучающийся частично усвоил материал
Ч
Обучающийся не усвоил материал
Н
5. Формы промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация – это оценка качества освоения обучающимися дополнительной
образовательной программы.
Промежуточная аттестация освоения обучающимися дополнительной образовательной
программы «Линейная графика» проводится 2 раза в год в сентябре (входящая диагностика)
и в мае (диагностика на выходе)
Аттестация проводится в форме наблюдения за выполнением задания. Результат
фиксируется в протоколе, который хранится один год в методическом кабинете.
11
6. Учебный план:
Месяц
№ п/п
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
Королевство прямой линии
Королевство прямой наклонной линии
Королевство дугообразной линии
Королевство волнистой линии
Королевство четырех линий
Королевство спиралевидной линии
Королевство петлеобразной линии
«Волшебный карандаш»
«Пейзаж из линий, или то, что увидел
карандаш» Диагностика
Коллективная работа «Страна линий»
«Чудо-грядки»
«Разноцветные дожди»
«Чудо-радуга»
«Грибное лукошко»
«Лоскутное одеяло»
«Осенний пейзаж»
«Прощальное письмо осени» техника
монотипия
Коллективная работа в техники монотипия
«Золотая рыбка»
«Наш живой уголок. Аквариум»
Домики Ниф-Нифа, Нуф-нуфа и Наф-нафа»
Сказка «Теремок»
«Взвесим урожай»
«Елочка и пальма»
«Чудо-мельница»
«Зимовье зверей»
«Снегурочка и Дед Мороз»
«Зимний пейзаж»
«Мастер паучок»
«Чудо-рукавички»
«Шапка и шарфик»
«Каток»
«Цветик семицветик»
«Пекарня»
«Морозное окно»
«Гроздья рябины»
«Снежинки»
«Гжельский поднос»
39.
40.
«Платье и веер для принцессы»
«Дымковская барышня»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Сентябрь
-май
Виды, формы деятельности
Количество
академических часов
за учебный год
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
2 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
2 часа
1 час
1 час
2 часа
1 час
1 час
2 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
2 часа
12
41. «Еж на поляне»
42. «Фруктовый натюрморт»
43. «Закладка для книги»
44. «Веселый зайка»
45. «Геометрические фигуры»
46. «Змея»
47. «Парикмахерская для Долли»
48. «Вертолет»
49. «Ракета»
50. «Пещерные рассказы»
51. «Городецкая досочка»
52. «Кораблик»
53. «Городской пейзаж»
54. «Заварной чайник»
55. «Мезенская роспись»
56. «Бабочка»
57. «Расписное полотенце»
58. «Животные» рисование штрихами
59. «Весенний пейзаж»
60. «Московский кремль» Диагностика
61. «Матрешки»
62. «Зашифрованные слова»
Итого (академических часов):
Длительность одного занятия
Количество занятий в неделю / объем учебной нагрузки (мин.)
Количество занятий в месяц / объем учебной нагрузки (мин.)
1 час
1 час
1 час
1 час
2 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
2 часа
1 час
1 час
2 часа
1 час
2 часа
1 час
2 часа
72
25 минут
2/50 минут
8/200 минут
13
7. Календарный учебный график:
№
п/п
1.
2.
3.
Тема
I
«Королевство прямой
линии»
«Королевство прямой
наклонной линии»
«Королевство
дугообразной линии»
4.
«Королевство волнистой
линии»
5.
«Королевство четырех
линий»
«Королевство
спиралевидной линии»
«Королевство
петлеобразной линии»
«Волшебный карандаш»
6.
7.
8.
11.
«Пейзаж из линий, или
то, что увидел карандаш»
Диагностика
Коллективная работа
«Страна линий»
«Чудо-грядки»
12.
«Разноцветные дожди»
13.
«Чудо-радуга»
9.
10.
Сентябрь
II
III
IV
V
VI
Октябрь
VII
VIII
I
II
III
IV
V
VI
VII
Ноябрь
VIII
IX
X
I
II
III
IV
V
VI
VII
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
14.
«Грибное лукошко»
15.
«Лоскутное одеяло»
16.
«Лоскутное одеяло»
17.
«Осенний пейзаж»
18.
«Прощальное письмо
осени» техника
монотипия
Коллективная работа в
техники монотипия
«Золотая рыбка»
19.
20.
24.
«Наш живой уголок.
Аквариум»
Домики Ниф-Нифа, Нуфнуфа и Наф-нафа»
Домики Ниф-Нифа, Нуфнуфа и Наф-нафа»
Сказка «Теремок»
25.
«Взвесим урожай»
21.
22.
23.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
№ Тема
п/п
26.
«Елочка и пальма»
27.
«Елочка и пальма»
28.
«Чудо-мельница»
29.
«Зимовье зверей»
30.
«Снегурочка и Дед Мороз»
31.
«Снегурочка и Дед Мороз»
32.
«Зимний пейзаж»
33.
«Мастер паучок»
34.
«Чудо-рукавички»
35.
«Шапка и шарфик»
36.
«Каток»
37.
«Цветик семицветик»
38.
«Пекарня»
39.
«Морозное окно»
40.
«Гроздья рябины»
Декабрь
I
II
III
IV
V
VI
Январь
VII
VIII
I
II
III
IV
V
Февраль
VI
VII
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
41.
«Снежинки»
42.
«Гжельский поднос»
43.
44.
«Платье и веер для
принцессы»
«Дымковская барышня»
45.
«Дымковская барышня»
46
«Еж на поляне»
47.
«Фруктовый натюрморт»
48.
«Закладка для книги»
1
1
1
1
1
1
1
1
17
№ Тема
п/п
49.
«Веселый зайка»
50.
«Геометрические
фигуры»
«Геометрические
фигуры»
«Змея»
51.
52.
54.
«Парикмахерская
для Долли»
«Вертолет»
55.
«Ракета»
56.
«Пещерные
рассказы»
«Городецкая
досочка»
«Кораблик»
53.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
«Городской
пейзаж»
«Заварной
чайник»
«Мезенская
роспись»
«Мезенская
роспись»
Март
I
II
III
IV
V
Апрель
VI
VII
VIII
I
II
III
IV
V
VI
Май
VII
VIII
IX
I
II
III
IV
V
VI
VII
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
63.
«Бабочка»
64.
«Расписное
полотенце»
«Животные»
рисование
штрихами
«Животные»
рисование
штрихами
«Весенний
пейзаж»
«Московский
кремль»
Диагностика
«Московский
кремль»
Диагностика
«Матрешки»
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
«Зашифрованные
слова»
«Зашифрованные
слова»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
8. Программа воспитания.
Цели и задачи воспитания.
Цель воспитания в ДОО – личностное развитие каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе
традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
–
формирование первоначальных представлений о традиционных
российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
ценностях
–
формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, самому себе;
–
становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Задачи воспитания в ДОО:
–
содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
–
способствовать становлению нравственности, основанной на духовных
отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей
совести;
–
создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его
готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
–
осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством
проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих
общностей;
–
формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового
и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности,
активной жизненной позиции;
–
поддержка традиций дошкольного учреждения в проведении социально значимых
образовательных и досуговых мероприятий.
Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы.
Направления
воспитания
Ценности
Целевые ориентиры
Патриотическое
Родина, природа
Родина, природа
Любящий свою малую родину и имеющий
представление о своей стране - России,
20
испытывающий чувство привязанности к родному
дому, семье, близким людям.
Духовнонравственное
Жизнь,
Различающий основные проявления добра и зла,
милосердие, добро принимающий и уважающий традиционные
ценности, ценности семьи и общества, правдивый,
искренний, способный к сочувствию и заботе, к
нравственному поступку. Способный не оставаться
равнодушным к чужому горю, проявлять заботу;
Самостоятельно различающий основные
отрицательные и положительные человеческие
качества, иногда прибегая к помощи взрослого в
ситуациях морального выбора.
Социальное
Человек, семья,
дружба,
сотрудничество
Проявляющий ответственность за свои действия и
поведение; принимающий и уважающий различия
между людьми. Владеющий основами речевой
культуры. Дружелюбный и доброжелательный,
умеющий слушать и слышать собеседника,
способный взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками на основе общих интересов и дел.
Познавательное
Познание
Любознательный, наблюдательный, испытывающий
потребность в самовыражении, в том числе
творческом. Проявляющий активность,
самостоятельность, инициативу в познавательной,
игровой, коммуникативной и продуктивных видах
деятельности и в самообслуживании. Обладающий
первичной картиной мира на основе традиционных
ценностей.
Физическое и
оздоровительное
Здоровье, жизнь
Понимающий ценность жизни, владеющий
основными способами укрепления здоровья занятия физической культурой, закаливание,
утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены
и безопасного поведения и другое; стремящийся к
сбережению и укреплению собственного здоровья и
здоровья окружающих. Проявляющий интерес к
физическим упражнениям и подвижным играм,
стремление к личной и командной победе,
нравственные и волевые качества.
Демонстрирующий потребность в двигательной
деятельности. Имеющий представление о
некоторых видах спорта и активного отдыха.
Трудовое
Труд
Понимающий ценность труда в семье и в обществе
на основе уважения к людям труда, результатам их
21
деятельности. Проявляющий трудолюбие при
выполнении поручений и в самостоятельной
деятельности.
Эстетическое
Культура и
красота
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное
в быту, природе, поступках, искусстве.
Стремящийся к отображению прекрасного в
продуктивных видах деятельности.
22
9. План воспитательной работы
Событийные мероприятия планируются на основе традиционных ценностей российского
общества, Указа Президента РФ о теме предстоящего календарного года и событий в РФ,
календаря образовательных событий, календаря профессиональных праздников.
Направления
воспитания
Тематика мероприятия
Сроки
проведения
Патриотическое
День снятия блокады Ленинграда
27 января
День защитника Отечества
23 февраля
День Победы
9 мая
Международный день пожилых людей
1 октября
День защиты животных
4 октября
Международный день инвалидов
3 декабря
Международный женский день
8 марта
День смеха
1 апреля
День отца в России
20 октября
День народного единства
4 ноября
День матери в России
24 ноября
День космонавтики
12 апреля
Международный день Земли
22 апреля
День Государственного герба РФ
30 ноября
День Конституции Российской Федерации
12 декабря
Физическое и
оздоровительное
День зимних видов спорта в России
7 февраля
Всемирный день здоровья
7 апреля
Трудовое
Праздник Весны и Труда
1 мая
День воспитателя и всех дошкольных работников
27 сентября
Всемирный день театра
27 марта
День знаний
1 сентября
Новый год
31 декабря
Духовно-нравственное
Социальное
Познавательное
Эстетическое
23
10. Оценочные и методические материалы:
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год в начале года и в конце. В процессе
педагогической диагностики рассматриваются пять основных параметров.
Развитие зрительно-пространственной ориентации в микропространстве листа.
Для выявления уровня освоения данного навыка анализируется сформированность
представлений ребенка об основных пространственных ориентирах («центр», «середина»,
«верх- низ», «право-лево» и т.д.), умение ориентироваться по клеткам и линиям сгиба в
процессе изображения предмета.
Дошкольник должен точно масштабировать изображение полностью вписывать его в
заданный формат (педагог отмечает, насколько точно ребенок переносит изображение с
доски на свой рабочий лист, масштабирует изображение.
Развитие навыков графических движений
Для выявления уровня развития данного параметра анализируется способность ребенка
точно передавать различные формы, приближенные к своим сенсорным эталонам,
соотносить их по размеру; при штриховке и закрашивании форм не выходить за контур
изображения; использовать разнообразные графические материалы, регулируя в процессе
работы силу нажима на них в соответствии с характерными особенностями.
Дошкольник должен выдерживать стилистику рисунка, соотносить свойства графических
материалов с образным содержанием изображения.
Развитие умения выполнять графические композиции
Для выявления уровня развития этого параметра анализируется способность ребенка при
изображении линий выдерживать их характер; рисовать безотрывно, с одинаковой
амплитудой, соотнося повторяющиеся элементы по высоте и длине, в процессе
изображения декоративных композиций использовать все многообразии художественных
средств, доступных ребенку.
Развитие образных представлений на основе восприятия знаков и символов,
способствующих процессу «кодирования» и декодирования» информации.
24
Для выявления уровня развития этого параметра анализируется способность ребенка
понимать и изображать пиктографические символы, иметь представление об их
классификации, передавать события, протяженные по времени, схематическим рисунком и
пиктограммой, уметь читать символы, восстанавливать последовательность рассказа,
дополняя его пропущенными пиктограммами.
Развитие способности понимать речевые инструкции.
Для выявления уровня развития этого параметра анализируется способность ребенка
слышать и точно выполнять речевую инструкцию педагога.
Для индивидуализация педагогического процесса, по мере необходимости, в течении
года на каждом занятии проводится дополнительные педагогические наблюдения. Такая
диагностика позволяет выявить трудности развития ребенка, наметить пути их
преодоления.
Ребёнку предлагаются задания, выполнение которых анализируется с помощью
определённых критериев. Результат заносится в протокол, который хранится в
методическом кабинете в течение одного года.
Обозначения
О
Ч
Н
Критерии
Выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в
случае необходимости обращается с вопросами.
Требуется незначительная помощь взрослого, с вопросами к
взрослому обращается редко.
Необходима поддержка, стимуляция деятельности со стороны
взрослого, сам с
вопросами к взрослому не обращается.
Обработка результатов промежуточной аттестации:
О - Программа освоена в полном объёме.
Ч - Программа частично освоена
Н - Освоение программы находится на стадии формирования
25
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 27» (МБДОУ «Детский сад № 27»)
ПРОТОКОЛ № 1
промежуточной аттестации по завершению Модуля 1
программы дополнительного образования «Линейная графика» (для детей 5-6 лет)
Форма проведения: наблюдение
Педагогический работник, реализующий программу дополнительного
образования:_______________________________________________________
Развитие способности
понимать речевые
инструкции
Развитие образных
представлений на
основе восприятия
знаков и символов,
способствующих
процессу
«кодирования» и
«декодирования»
Развитие умения
осуществлять
графические
композиции
Развитие зрительнопространственных
ориентаций в
микропространстве
листа
ФИО ребенка
Развитие навыков
графических движений
ФИО
Дата проведения промежуточной аттестации: «____» _________________ г.
Педагогический работник, реализующий дополнительную общеобразовательную
программу:
_____________________________________________________________________
26
11. Методическое обеспечение:
1.Рисование – линейная графика. Технология развития линейно-графических навыков у
детей старшего дошкольного возраста: методическое пособие: в 2ч. Ч1/Н.Ю. Шуваева . –
Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2017.-134 с.
2. Рисование – линейная графика. Технология развития линейно-графических навыков у
детей старшего дошкольного возраста: методическое пособие: в 2 ч. Ч. II /Н.Ю. Шуваева .
– Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2017. - 312 с.
27