Веселый мяч для детей 5-6лет 2025-2026

1

Содержание:
1.

Пояснительная записка

3

2.

5

3.
4.
5.
6.
7.
8.

Организационно-педагогические условия реализации
дополнительной общеобразовательной программы
Материально-техническое обеспечение
Текущий контроль
Формы промежуточной аттестации
Учебный план
Календарный учебный график
Программа воспитания

9.

План воспитательной работы

17

10.
11.

Оценочные и методические материалы
Методическое обеспечение

18
19

7
8
8
9
10
15

2

1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Веселый мяч» для детей 5-6 лет
направлена на развитие координации и ловкости движений, чувства ритма, гибкости,
пластичности, внимания и быстроты реакции, способствует воспитанию у дошкольников
осознанного отношения к своему здоровью, развития навыков общения.
Актуальность программы обусловлена стратегическим планом развития дополнительного
образования детей до 2030 года, который определяет необходимость формирования у
обучающихся навыков, связанных с физическим, интеллектуальным, духовным и
эмоциональным развитием
Игры с мячом являясь уникальным видом двигательной деятельности, сочетают в себе
возможности успешного психомоторного, социального и личностного развития ребенка. По
мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, ценность этих игр
заключается в том, что они как средство и форма физической активности улучшают
когнитивные способности, показатели физической подготовленности детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
В играх и действиях с мячом дошкольники совершенствуют навыки большинства основных
движений. Вместе с тем игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе
игр дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину,
ударам по мячу ногой, ведении ногой, ударами по цели и на дальность с места и с разбега,
но и также в ходьбе, беге, прыжке. Все эти движения дети выполняют в постоянно
изменяющейся обстановке. А это способствует формированию у детей старшего
дошкольного возраста умений самостоятельно применять движения в зависимости от
условий игры.
Коррекционное направление работы является очень важным, так как целью его является
выравнивание психофизического и речевого развития детей. На занятиях кружка, наряду с
образовательными и оздоровительными решаются специальные коррекционные задачи.
В работу включаются физические упражнения: построение в шеренгу, в колонну друг за
другом, в круг; ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, метание, общеразвивающие
упражнения на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, на координацию движений,
на формирование правильной осанки, на развитие равновесия. Проводятся подвижные
игры, направленные на совершенствование двигательных умений, формирование
положительных форм взаимодействия между детьми.

Программа дополнительного образования «Веселый мяч» разработана в соответствии со
следующими нормативными документами:
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
3

- Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р., от 15.05.2023г. №1230р.);
- Распоряжение Правительства от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания
Российской Федерации на период до 2025 года;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. N 467 "Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей"(с
изменениями от 02.02.2021г. №38, от 21.04.2023г № 302)
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г.
№ 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания (Зарегистрировано в Минюсте России 29 января
2021 г. N 62296);
- Положение об организации и осуществлении деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам-дополнительным общеразвивающим программам, утв.
(приказ № 28 от 29.08.2023 г.);
Направленность программы – физкультурно-спортивная
Уровень освоения: базовый.
Цель: развитие двигательных умений и физических качеств через организацию
спортивных игр с мячом
Задачи:
Оздоровительные


Развивать двигательные умения и физические качества



Развивать координацию движений и равновесие

Обучающие

4








Формировать умения прокатывать мяч одной и двумя руками из разных
положений между предметами;
Формировать умение бросать мяч вверх и ловить его на месте и в движении;
Формировать умение отбивать одной рукой на месте и в движении;
Формировать умение передавать мяч друг другу в разных направлениях и
разными способами
Формировать умение прокатывать набивной мяч друг другу и в ворота
Формировать умение забрасывать мяч в баскетбольное кольцо

Коррекционные




Формировать в процессе физического воспитания пространственные и временные
представления;
Развивать речь посредством движения;
Формировать в процессе двигательной деятельности различные виды
познавательной деятельности

Воспитательные


Формировать устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным
упражнениям с мячом, желания использовать их в самостоятельной двигательной
деятельности;



Воспитывать нравственно-волевые качества личности, отзывчивость,
дисциплинированность, взаимопомощь, ответственность, самостоятельность

2. Организационно-педагогические условия реализации Программы
Возраст учащихся, которым адресована программа 5-6 лет.
Форма обучения- очная.
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на один учебный год (сентябрьмай), общее количество учебных часов для освоения программы – 71 часов.
Режим занятий: 2 раз в неделю в группе до 10 человек. Продолжительность занятия 25
минут. Занятия проходят в малых группах, что дает возможность дифференцированного
подхода к обучению каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей
Программа кружка обладает традиционной трехчастной структурой, включающей
вводную, основную и заключительную. Каждая часть решает определенные задачи, в
соответствии с которыми подбираются и чередуется упражнения, продумывается методика
их проведения.
Структура образовательной деятельности кружка «Веселый мяч»
I.
II.

Вводная часть: ходьба, бег
Основная часть:
5

 Разминка под музыку
 Обучение движения с мячом
 Дыхательное упражнение
 Подвижные игры
Заключительная часть: релаксация

III.

Методы, приемы обучения детей упражнениям и играм с мячом:









Показ образца с одновременным объяснением, выполнением действий и
включения в них детей;
Пояснение и показ упражнений;
Повторное упражнение;
Использование схематических изображений – алгоритмов выполнения
упражнений;
Игровые и соревновательные задания
Художественное слово: стихи, загадки
Дидактические игры;
Подвижные игры и эстафеты

Планируемые результаты освоения программы:
 Удовлетворение потребности детского организма в движениях;
 Улучшение физической, психологической и интеллектуальной работоспособности
детей 5-6 лет
 Повышение уровня двигательной культуры на основе свободного владения игровыми
действиями с мячом;
 Формирование умения:
- прокатывать мяч одной и двумя руками из разных положений между предметами;

- бросать мяч вверх и ловить его на месте и в движении;
- отбивать одной рукой на месте и в движении;
- передавать мяч друг другу в разных направлениях и разными способами
- прокатывать набивной мяч друг другу и в ворота
- забрасывать мяч в баскетбольное кольцо

6

3. Материально – техническое обеспечение:
№
п/п

Наименование

Количество

1.

Мячи резиновые (малые, средние, большие)

по количеству детей

2.

Мячи малые пластмассовые

по количеству детей

3.

Баскетбольный мяч

2 шт

4.

Футбольный мяч

1 шт

5.

Волейбольный мяч

5 шт

6.

Скамейки

3шт

7.

Кегли

6 шт

8.

Обручи

по количеству детей

9.

Кубики

по количеству детей

10. Массажные мячики

по количеству детей

11. Конусы

5 шт.

12. Напольные корзины

4 шт

13. Шнур для натягивания

1 шт

14. Баскетбольные кольца

2 шт

15. Футбольные ворота

2 шт.

16. Волейбольная сетка

1 шт

17. Коврики

По количеству детей

18. Свисток

1 шт

19. Музыкальная колонка

1 шт.

7

4.Текущий контроль
Текущий контроль проводится на каждом занятии. Этот оценка качества усвоения
изученного материала на занятии каждым ребенком. Результат фиксируется в «Журнале
учета занятий» согласно критериям:
Критерии

Обозначение

Обучающийся полностью усвоил материал

П

Обучающийся частично усвоил материал

Ч

Обучающийся не усвоил материал

Р

5. Формы промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация – это оценка качества освоения обучающимися дополнительной
образовательной программы.
Промежуточная аттестация освоения обучающимися дополнительной образовательной
программы «Веселый мяч» проводится 2 раза в год в начале года и в конце года.
Аттестация проводится в форме наблюдения за выполнением задания. Результат
фиксируется в протоколе, который хранится один год в методическом кабинете.

8

6.Учебный план:
№ Раздел
п/п

Теория
Всего
академических
часов

Практика

1.

Диагностика

1

-

1

2.

Беседа «Спортивные игры с
мячом»

1

1

-

3.

История возникновения мяча

1

1

-

4.

Броски мяча

9

1

8

5.

Отбивание мяча

9

1

8

6.

Перебрасывание мяча

9

1

8

7.

Упражнения с фитболами

9

1

8

8.

Забрасывание мяча в цель

9

1

8

9.

Ведение мяча

10

2

8

10.

Перебрасывание мяча через сетку

13

1

12

Итого:

71

10

61

9

7. Календарный
№
п/п

сентябрь
Содержание

1.

«Мячик, мячик ты откуда?»
Беседа «Спортивные игры с
мячом»

2.

Катание мяча «змейкой»
между предметами. Бросание
малого мяча вверх и ловля его
одной рукой.

3.

Подбрасывание мяча с
хлопками и другими
заданиями на месте

4.

Бросание мяча об пол и ловля
его двумя руками на месте не
менее 10 р. подряд

5.

Отбивание мяча о пол двумя
руками, стоя на месте.
Прокатывание мяча с горки.

6.

Отбивание правой и лев. рукой
в движении (5-6м)

октябрь

ноябрь

1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
неделя неделя неделя неделя неделя неделя неделя неделя неделя неделя неделя неделя
2

2

2

2

2

2

10

7.

Игровое «Гонка мячей по
кругу»; «Стой!»

8.

Подбрасывание мяча вверх и
ловля его с хлопком.
Самостоятельные игры с
мячами.

9.

2
2

Бросание и ловля мяча друг
другу из положения сидя.

10.

Забрасывание мяча в
баскетбольную корзину.

11.

«Передай мяч».
Перебрасывание набивного
мяча друг другу

12.

Боковой галоп парами с
передачей мяча друг другу от
груди.

2
2
2

2

декабрь
1
2
3
4
1 неделя
неделя неделя неделя неделя
13.

Прокатывание мяча по
полу между предметами,
«змейкой» до ориентира,
вокруг ориентиров.

январь
2 неделя

февраль
3 неделя

1
2
3
4
неделя неделя неделя неделя

2

11

14.

Бросание мяча вверх и ловля
его с поворотом кругом.

15.

Бросок мяча друг другу с
хлопком.

16.

Метание малого мяча в
вертикальную цель(h-2м)

17.

Метание вдаль мячей разного
веса и размера правой и левой
рукой.

18.

Забрасывание малого мяча в
напольную корзину.

19.

Игровое «Ловишка в кругу»;
«У кого меньше мячей»

20.

Бросание мяча друг другу и
ловля его в движении

21.

Прокатывание мяча правой и
левой ногой между предметами

22.

Бросание мяча друг другу и
ловля его с отскоком т пола

23.

Метание мяча в
горизонтальную цель

2

2

2
2

2
2
2
2
2
2

Март

Апрель

Май

12

1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
неделя неделя неделя неделя неделя неделя неделя неделя неделя неделя неделя неделя
24.

Перебрасывание мяча друг
другу и ловля мяча сидя и стоя.

25.

Перебрасывание мяча через
сетку

26.

Перебрасывание мяча друг
другу через шнур.

27.

Отбивание мяча правой и
левой рукой в движении, с
остановкой по сигналу

28.

Обучение игре в пионербол

29.

Перебрасывание мяча через
сетку в команде (элементарный
пионербол)

30.

Игровое «Пионербол»

31.

Обучение игре в баскетбол.

32.

«Игровое Баскетбол»

33.

«Игровое Футбол»
Прокатывание набивного мяча
в ворота друг другу из разных
исходных положений.

34.

Мониторинг

2
2
2
2

2
2

3
2
3
3

1
13

35.

Совместное мероприятия с
родителями играем вместе
«Веселые старты».

1

14

8. Программы воспитания.
Цели и задачи воспитания.
Цель воспитания в ДОО – личностное развитие каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе
традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
– формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях
российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
– формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, самому себе;
– становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Задачи воспитания в ДОО:
– содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
– способствовать становлению нравственности, основанной на духовных
отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно
своей совести;
– создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его
готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
– осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством
проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания
воспитывающих общностей;
– формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей
здорового и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и
ответственности, активной жизненной позиции;
– поддержка традиций дошкольного учреждения в проведении социально значимых
образовательных и досуговых мероприятий.
Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы.
Направления
воспитания
Патриотическое
Родина, природа
Духовнонравственное

Ценности

Целевые ориентиры

Родина, природа

Любящий свою малую родину и имеющий
представление о своей стране - России,
испытывающий чувство привязанности к
родному дому, семье, близким людям.
Жизнь,
Различающий основные проявления добра и
милосердие, добро зла, принимающий и уважающий
традиционные ценности, ценности семьи и
общества, правдивый, искренний, способный
к сочувствию и заботе, к нравственному
поступку. Способный не оставаться
равнодушным к чужому горю, проявлять
заботу; Самостоятельно различающий
основные отрицательные и положительные
15

Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Познавательное

Познание

Физическое и
оздоровительное

Здоровье, жизнь

Трудовое

Труд

Эстетическое

Культура и
красота

человеческие качества, иногда прибегая к
помощи взрослого в ситуациях морального
выбора.
Проявляющий ответственность за свои
действия и поведение; принимающий и
уважающий различия между людьми.
Владеющий основами речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный,
умеющий слушать и слышать собеседника,
способный взаимодействовать со взрослыми
и сверстниками на основе общих интересов и
дел.
Любознательный, наблюдательный,
испытывающий потребность в
самовыражении, в том числе творческом.
Проявляющий активность,
самостоятельность, инициативу в
познавательной, игровой, коммуникативной и
продуктивных видах деятельности и в
самообслуживании. Обладающий первичной
картиной мира на основе традиционных
ценностей.
Понимающий ценность жизни, владеющий
основными способами укрепления здоровья занятия физической культурой, закаливание,
утренняя гимнастика, соблюдение личной
гигиены и безопасного поведения и другое;
стремящийся к сбережению и укреплению
собственного здоровья и здоровья
окружающих. Проявляющий интерес к
физическим упражнениям и подвижным
играм, стремление к личной и командной
победе, нравственные и волевые качества.
Демонстрирующий потребность в
двигательной деятельности. Имеющий
представление о некоторых видах спорта и
активного отдыха.
Понимающий ценность труда в семье и в
обществе на основе уважения к людям труда,
результатам их деятельности. Проявляющий
трудолюбие при выполнении поручений и в
самостоятельной деятельности.
Способный воспринимать и чувствовать
прекрасное в быту, природе, поступках,
искусстве. Стремящийся к отображению
прекрасного в продуктивных видах
деятельности.

16

9. План воспитательной работы
Событийные мероприятия планируются на основе традиционных ценностей
российского общества, Указа Президента РФ о теме предстоящего календарного года и
событий в РФ, календаря образовательных событий, календаря профессиональных
праздников.
Направления
Тематика мероприятия
Сроки
воспитания
проведения
Патриотическое

День Победы

9 мая

Духовнонравственное

Международный день пожилых людей

1 октября

Международный день инвалидов

3 декабря

Социальное

Международный женский день

8 марта

День смеха

1 апреля

День матери в России

24 ноября

Познавательное

День космонавтики

12 апреля

Физическое и
оздоровительное

День воспитателя и всех дошкольных
работников

27 сентября

Трудовое

День знаний

1сентября

17

10.Оценочные и методические материалы:
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год в начале и конце года
№ ФИ
п/п ребенка

Виды движений
Бросание
мяча

Отбивание мяча

вверх и
ловля
двумя
руками

Двумя
руками,
стоя на
месте

в парах

одной
рукой с
продвиж
ением
вперед

Метание мяча
в
гориз.
Цель 5
м.

В верт.
цель
4м.

вдаль не
менее
6м.

Броски
в
корзин
у,
стоящу
ю на
полу

в
баскетбо
льную
корзину

1.
2.

Обработка результатов промежуточной аттестации:
П - Программа освоена в полном объёме.
Ч - Программа частично освоена
Р - Освоение программы находится на стадии формирования

18

11.Методическое обеспечение:
1.Николаева Н.И. «Школа мяча» учебно-методическое пособие для педагогов и
специалистов дошкольных образовательных учреждений- издательство «Детство-пресс»,
2008
2. С. Овчинникова О. В. Черная Л. Б. Баряева Занятия, упражнения и игры с мячами, на
мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика: Учебно-методическое пособие к
Программе воспитания и обучения дошкольников с ТНР
3.осокина Т.И. О-75 Физическая культура в детском саду.-3-е изд., перераб.-м.:
Просвещение, 1986.-304 с.
4. Теплова И. Школа мяча //Дошкольное воспитание. - № 10. – 2008 Хабарова Т.В.
«Развитие двигательных способностей старших дошкольников» - издательство «Детствопрогресс»,2008

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».