1
Содержание:
1.
Пояснительная записка
3
2.
Организационно-педагогические условия реализации
дополнительной общеобразовательной программы
6
3.
Материально-техническое обеспечение
8
4.
Текущий контроль
9
5.
Формы промежуточной аттестации
9
6.
Учебный план
10
7.
Календарный учебный график
12
8.
Программа воспитания
14
9.
План воспитательной работы
15
10
Оценочные и методические материалы
16
11.
Список литературы
18
2
1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков
и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные
органы и системы. В этом возрасте интенсивно созревает мозжечок, подкорковые образования, кора, улучшается способность к анализу движений сверстников. Именно этим требованиям отвечает методика работы с фитбол -мячами. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий.
Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах. Фитбол-гимнастика
способствует (Казанская А. В., Пикалева Е. Ю., 2001):
Развитию двигательных качеств;
Обучению основным двигательным действиям;
Развитию и совершенствованию координации движений и равновесия;
Укреплению мышечного корсета, созданию навыков правильной осанки;
Улучшению функционированию сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
Нормализации работы нервной системы, стимуляции нервно-психического
развития;
Улучшению кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов,
устранению венозного застоя;
Улучшению коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;
Стимуляции развития анализаторных систем, проприорцептивной чувствительности
(позволяющая человеку ощущать положения и движения конечностей)
Актуальность Фитбол-гимнастика — это инновационный подход к физическому
воспитанию и коррекции осанки. В процессе занятий дети не только укрепляют своё тело,
но и познают окружающий мир, учатся любить его и уверенно действовать в нём.
Умение красиво двигаться приносит детям истинное удовольствие и радость. Они быстро
восстанавливают силы и снова готовы активно работать.
Растягивая мышцы, мы стимулируем двигательную активность, улучшаем подвижность
суставов и способствуем быстрому восстановлению после травм и заболеваний, связанных
с нервным перенапряжением.
Занятия с фитболом помогают детям расслабиться, снять стресс и негативные эмоции, а
также улучшить самочувствие.
Фитбол-гимнастика — это спортивно-оздоровительный процесс, который осуществляется
через совместную деятельность педагога и детей, а также детей друг с другом.
Программа дополнительного образования «Фитбол-детям» разработана в соответствии со
следующими нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
3
- Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2022 № 568-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании
утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона „О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере “;
Указ
Президента
Российской
Федерации
от
21.07.2020
№
474
"О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей";
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-Р «Стратегия развития воспитания
в России на период до 2025 года»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. N 467
"Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (с изменениями и дополнениями от 02.02.2021 г и 21.04.2023 г.);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам”;
- Приказ Минтруда РФ от 22.09.2021 N 652Н. "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»;
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 г. «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания";
- Положение об организации и осуществлении деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам-дополнительным общеразвивающим программам, утв.
(приказ № 28 от 29.08.2023 г.);
- Порядок оказания платных образовательных услуг по реализации дополнительных
общеобразовательных программ-дополнительных общеразвивающих программ МБДОУ
«Детский сад № 27» (приказ № 35 от 23.12.2024), Лист изменений к Порядку оказания
платных образовательных услуг по реализации дополнительных общеобразовательных
программ-дополнительных общеразвивающих программ МБДОУ «Детский сад № 27» от
(приказ № 33-ОД от 14.08.2025 г.).
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Цель: развивать физические качества и укреплять здоровье детей, используя
эффективность методики комплексного воздействия упражнений на фитбол-мячах,
освоение простейших элементов фитбол – гимнастики.
4
Задачи:
Оздоровительные
Укреплять мышечный корсет, формировать правильную осанку
Развивать координацию движений и равновесие
Тренировать вестибулярный аппарат.
Обучающие
Создавать представление о форме и физических свойствах фитбола, формировать
«чувство мяча»;
Учить правильной посадке на неподвижном мяче;
Разучивать динамические упражнения на фитболе в исходных положениях сидя и
лежа на мяче;
Осуществлять страховку, вырабатывать навыки самостраховки;
Обучать прыжкам сидя на фитболе;
Воспитательные
Формировать устойчивый интерес к двигательной деятельности;
Воспитывать нравственно волевые качества
Воспитывать
нравственно-волевые
качества
личности,
отзывчивость,
дисциплинированность, взаимопомощь, ответственность, самостоятельность.
5
2. Организационно-педагогические условия реализации Программы
Возраст учащихся, которым адресована программа 3-4 лет.
Форма обучения- очная.
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на один учебный год (сентябрьмай), общее количество учебных часов для освоения программы – 62 часов.
Программа реализуется на платной основе.
Режим занятий: 2 раз в неделю в группе до 12 человек. Продолжительность занятия 15
минут. Занятия проходят в малых группах, что дает возможность дифференцированного
подхода к обучению каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей
Программа кружка обладает традиционной трехчастной структурой, включающей
вводную, основную и заключительную. Каждая часть решает определенные задачи, в
соответствии с которыми подбираются и чередуется упражнения, продумывается методика
их проведения.
Вводная часть направлена на повышение эмоционального настроя детей, активизацию их
внимания и постепенную подготовку организма к более интенсивной работе. В этой части
занятия необходимо заинтересовать воспитанников, сосредоточить их внимание, дать
первоначальную нагрузку.
В основной части занятия реализуются задачи обучения и закрепления двигательных
умений и навыков, воспитания физических качеств, обогащение двигательного опыта
детей.
Заключительная часть занятия обеспечивает постепенное снижение эмоциональной и
физической нагрузки.
Занятия с элементами фитбол-гимнастики отличаются от традиционных физкультурных
спецификой применения ее средств.
В этой связи выделяются следующие варианты проведения физкультурных занятий с
элементами фитбол-гимнастики.
1-й вариант – с включением средств фитбол-гимнастики в вводную и основную части
занятия.
2 – вариант – с включением средств фитбол –гимнастики в основную часть занятия или в
основную и заключительную.
3-й вариант – с включением средств фитбол-гимнастики в содержание всех трех частей
занятия.
При подготовке к занятиям тщательно продумываются способы организации детей
(фронтальный, поточный, реже индивидуальный) в зависимости от решаемых задач,
возраста и уровня физической подготовленности. Занимающиеся с фитболами должны
находиться на расстоянии 1-1,5 м друг от друга и от выступающих предметов в зале. Темп
и продолжительность упражнений индивидуальны.
6
Планируемые результаты освоения программы
Развиты двигательные качества в соответствии с возрастными особенностями;
Сформированы основные двигательные действиям с фитболом;
Развита координация движений и равновесие;
Укреплен мышечный корсет, сформирована правильная осанка;
Развита мелкая и крупная моторика;
Организм адаптирован к физической нагрузке.
7
3. Материально – техническое обеспечение:
№
п/п
1.
Наименование
Количество
Фитбол d 40- 45 см
по количеству детей
2.
Гимнастическая лента
2 шт
3.
Скамейки
3шт
4.
Кегли
6 шт
5.
Обручи
по количеству детей
6.
Кубики
по количеству детей
7.
Массажные мячики
по количеству детей
8.
Конусы
5 шт.
9.
Тоннель
1-2 шт.
10.
Гимнастические маты
по количеству детей
11.
Музыкальная колонка
1 шт.
8
4.Текущий контроль
Текущий контроль проводится на каждом занятии. Этот оценка качества усвоения
изученного материала на занятии каждым ребенком. Результат фиксируется в «Журнале
учета занятий» согласно критериям:
Критерии
Обозначение
Обучающийся полностью усвоил материал
П
Обучающийся частично усвоил материал
Ч
Обучающийся не усвоил материал
Р
5. Формы промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация – это оценка качества освоения обучающимися дополнительной
образовательной программы.
Промежуточная аттестация освоения обучающимися дополнительной образовательной
программы «Фитбол-детям» проводится 2 раза в год по завершению каждого модуля.
Аттестация проводится в форме наблюдения за выполнением задания. Результат
фиксируется в протоколе, который хранится один год в методическом кабинете.
9
6.Учебный план:
Месяц
Основные задачи
Модуль 1
Сентябрь Дать
Октябрь представления о
форме и
физических
свойствах
фитбола.
Ноябрь январь
Обучить
правильной
посадке на
фитболе.
Рекомендуемые упражнения
Количество
академических
часов
- «Колобок» прокатывания фитбола: по
полу; по скамейке;
змейкой между ориентирами, вокруг
ориентиров;
- «Веселый мяч» передача фитбола друг
другу, броски
фитбола;
- игры с фитболом: «Догони мяч», «Попади
мячом в
цель», «Докати мяч»
1 ч- теория
17 ч- практика
-«Стульчик» сидя на фитболе у твердой
опоры, проверить правильность постановки
стоп (должны быть прижаты к полу и
параллельны друг другу); - сидя на фитболе,
в медленном темпе выполнять упражнения
для плечевого пояса, например: а) повороты
головы вправо—влево; б) поочередное
поднимание рук вперед-вверх — в сторону;
в) поднимание и опускание плеч; г)
скольжение руками по поверхности
фитбола; д) сгибание рук к плечам, сжав
кисти в кулаки, руки в стороны; е) по
сигналу встать, обежать вокруг мяча,
придерживая его рукой. - игры с фитболом:
«Догони мяч», «Толкай ладонями», «Толкай
развернутой ступней»
1 ч-теория
21 ч-практика
-«Руки в стороны» и.п:. стоя лицом к мячу.
На счет 1-2 присели, прямые руки на
фитболе, колени в стороны, спина прямая;
на 3-4 встали, руки в стороны;
-«Бег в рассыпную» по сигналу все
разбегаются врассыпную и бегают между
фитболами, по следующему сигналу
подбегают к своим фитболам и приседают.
Это положение можно принимать парами у
одного фитбола лицом друг к другу;
-«Приседания «и.п.: — упор, стоя на
коленях лицом к фитболу, руки на фитболе.
На счет 1 — присесть на пятки,
фитбол прижать к коленям; на счет 2 —
вернуться в и.п.;
-«Горка» и.п.: лежа на спине, на полу,
прямые ноги на фитболе, опора на пятки.
17 ч- практика
Модуль 2
Февраль- Учить базовым
март
положениям при
выполнении
упражнений в
исходном
положении
(сидя, лежа, стоя
на коленях).
10
- «Покачивание» Покачивать фитбол ногами
вправо-влево, руки вдоль туловища.
Упражнение можно делать парами с одним
фитболом, располагаясь зеркально;
-«Шагаем по фитболу» и.п.: лежа на спине
на полу, ноги прямые на фитболе.
Приподнимать таз от пола.
Упражнение можно выполнять
одновременно парами, располагаясь
зеркально; делать маленькие шаги по
поверхности фитбола вперед-назад;
- «Переходы» переходы из положения упор
сидя, фитбол на прямых ногах, прокатывая
фитбол к груди, лечь на спину.
Аналогичным способом вернуться в и.п.;
- «Подними фитбол» и.п.: лежа на спине на
полу, ногами обхватить фитбол. Согнуть
колени и сжать фитбол. Можно выполнить
поочередно вдвоем. То же — в положении
сидя;
- и.п.: лежа на спине на полу, согнутые в
коленях ноги — на фитболе, руки за
головой. Поднять верхнюю часть туловища
к коленям. Можно выполнять одновременно
вдвоем;
- «Передача» и.п.: лежа на спине на полу,
прямые ноги вместе, руки вытянуты за
головой, фитбол — в руках. Передавать
фитбол из рук в ноги и наоборот;
- «Перекат» и.п.: стоя на полу на коленях
лицом к фитболу. Разгибая ноги, сделать
перекат в положение на живот на фитболе.
Ноги и руки упираются в пол.
Подвижные игры
Апрельмай
Закрепление
и Закрепление и совершенствование
совершенствование упражнений. Разучивание под музыку
достигнутых
комплекс общеразвивающих упражнений.
результатов:
Подвижные сюжетные игры с фитболами.
полученных
теоретических
знаний,
навыка
правильной осанки,
выполнения
упражнений
Общее количество академических часов теория/ практика
Длительность одного занятия
Количество занятий в неделю / объем учебной нагрузки (мин.)
16 ч- практика
2/71
15 минут
2/30 минут
11
7. Календарный учебный график
№ п/п
Тема
I
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
«Это что за чудо-мяч?»
«В гости к мячикам большим»
«Веселые мячики»
«Мячик гуляет»
«Прокати и не задень»
«Воробышки играют»
«В гости к мишке»
«Мишка играет»
«На прогулку»
«Мы гуляем и играем»
«Паровозик»
«В гости к ели»
«Зайчата»
«Мишка – шалунишка»
«Веселые мышата»
«Кузнечики»
2
17.
«Солнышко и тучки»
18.
«Веселые машинки»
19.
«Мы топаем ногами»
20.
«Комары и лягушки»
сентябрь
II III IV
Модуль 1
октябрь
I II III IV
I
ноябрь
II III IV
I
декабрь
II III IV
I
II
январь
III
IV
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
12
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
«Мяч –опора»
«Мяч –качалка»
«Мяч, который скачет»
«Зайчики»
«Ушастый нянь»
«Вместе с мячиком»
«Бусины»
«Кошечка»
«В траве сидел кузнечик»
«Веселый мяч»
«Вместе с мячом»
«В гостях»
«Удивительный мяч»
«Мостик»
«Игра с мячом»
«Мой веселый мяч»
«Вот, что мы умеем»
I
2
февраль
II
III IV
I
II
март
III IV
V
I
апрель
II
III
IV
I
май
II
III
IV
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
13
8.Программы воспитания.
Цели и задачи воспитания.
Цель воспитания в ДОО – личностное развитие каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе
традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
– формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях
российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
– формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, самому себе;
– становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Задачи воспитания в ДОО:
– содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
– способствовать становлению нравственности, основанной на духовных
отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно
своей совести;
– создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его
готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
– осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством
проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания
воспитывающих общностей;
– формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей
здорового и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и
ответственности, активной жизненной позиции;
– поддержка традиций дошкольного учреждения в проведении социально значимых
образовательных и досуговых мероприятий.
Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы.
Направления
воспитания
Патриотическое
Родина, природа
Духовнонравственное
Социальное
Ценности
Целевые ориентиры
Родина, природа
Любящий свою малую родину и имеющий
представление о своей стране - России,
испытывающий чувство привязанности к
родному дому, семье, близким людям.
Жизнь,
Различающий основные проявления добра и
милосердие, добро зла, принимающий и уважающий
традиционные ценности, ценности семьи и
общества, правдивый, искренний, способный
к сочувствию и заботе, к нравственному
поступку. Способный не оставаться
равнодушным к чужому горю, проявлять
заботу; Самостоятельно различающий
основные отрицательные и положительные
человеческие качества, иногда прибегая к
помощи взрослого в ситуациях морального
выбора.
Человек, семья,
Проявляющий ответственность за свои
дружба,
действия и поведение; принимающий и
сотрудничество
уважающий различия между людьми.
14
Познавательное
Познание
Физическое и
оздоровительное
Здоровье, жизнь
Трудовое
Труд
Эстетическое
Культура и
красота
Владеющий основами речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный,
умеющий слушать и слышать собеседника,
способный взаимодействовать со взрослыми
и сверстниками на основе общих интересов и
дел.
Любознательный, наблюдательный,
испытывающий потребность в
самовыражении, в том числе творческом.
Проявляющий активность,
самостоятельность, инициативу в
познавательной, игровой, коммуникативной и
продуктивных видах деятельности и в
самообслуживании. Обладающий первичной
картиной мира на основе традиционных
ценностей.
Понимающий ценность жизни, владеющий
основными способами укрепления здоровья занятия физической культурой, закаливание,
утренняя гимнастика, соблюдение личной
гигиены и безопасного поведения и другое;
стремящийся к сбережению и укреплению
собственного здоровья и здоровья
окружающих. Проявляющий интерес к
физическим упражнениям и подвижным
играм, стремление к личной и командной
победе, нравственные и волевые качества.
Демонстрирующий потребность в
двигательной деятельности. Имеющий
представление о некоторых видах спорта и
активного отдыха.
Понимающий ценность труда в семье и в
обществе на основе уважения к людям труда,
результатам их деятельности. Проявляющий
трудолюбие при выполнении поручений и в
самостоятельной деятельности.
Способный воспринимать и чувствовать
прекрасное в быту, природе, поступках,
искусстве. Стремящийся к отображению
прекрасного в продуктивных видах
деятельности.
9. План воспитательной работы
Событийные мероприятия планируются на основе традиционных ценностей
российского общества, Указа Президента РФ о теме предстоящего календарного года и
событий в РФ, календаря образовательных событий, календаря профессиональных
праздников.
15
Направления
воспитания
Патриотическое
Тематика мероприятия
День защитника Отечества
Сроки
проведения
23 февраля
Духовнонравственное
День защиты детей
1 июня
Социальное
Международный женский день
8 марта
Познавательное
День Государственного флага Российской 22 августа
Федерации
Физическое
и Всемирный день здоровья
оздоровительное
Трудовое
День воспитателя
работников
Эстетическое
Новый год
и
7 апреля
всех
дошкольных 27 сентября
31 декабря
10. Оценочные и методические материалы:
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год по итогам завершения каждого
модуля.
Обозначения
Критерии
П
Уверенно самостоятельно выполняет движения на фитболе. Сохраняет
равновесие. Выполняет указания инструктора. Легко реагирует на
сигналы. Стремиться к ведущей роли в подвижных играх.
Ч
С помощью воспитателя выполняет движения уверенно. Действует по
указанию инструктора в общем темпе. Выполняет правила в подвижных
играх. Может сохранять равновесие, выполняя упражнения на фитболе
Упражнения с фитболом выполняет с напряжением. Координация
движений низкая. Равновесие на фитболе не сохраняется. Медленный
темп выполнения. В подвижных играх охотно участвует.
Нуждается в дополнительной индивидуальной работе.
Р
Обработка результатов промежуточной аттестации:
П - Программа освоена в полном объёме.
Ч - Программа частично освоена
Р - Освоение программы находится на стадии формирования
16
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
№ 27» (МБДОУ «Детский сад № 27»)
ПРОТОКОЛ № 1
промежуточной аттестации по завершению Модуля 1
программы дополнительного образования «Фитбол - гимнастика» (для детей 3- 4лет)
Форма проведения: наблюдение
Педагогический работник, реализующий программу дополнительного образования:
_______________________________________________________
Упражнения с фитболом выполняет с напряжением.
Координация движений низкая. Равновесие
на фитболе не сохраняется. Медленный
темп выполнения. В подвижных играх охотно
участвует. Нуждается в дополнительной
индивидуальной работе. (Р)
ФИО
ребенка
С помощью воспитателя выполняет движения
уверенно. Действует по указанию инструктора в
общем темпе. Выполняет правила в подвижных
играх. Может сохранять равновесие, выполняя
упражнения на фитболе (Ч)
№ п/п
Уверенно самостоятельно выполняет движения на
фитболе. Сохраняет равновесие. Выполняет указания
инструктора. Легко реагирует на сигналы.
Стремиться к ведущей роли в подвижных играх. (П)
ФИО
Всего
:
Дата проведения промежуточной аттестации: «____» _________________ г.
Педагогический работник, реализующий дополнительную общеобразовательную
программу:
_____________________________________________________________________
17
11.Методическое обеспечение:
1. Власенко Н.Э. «Фитбол- гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного
возраста (теория, методика, практика). СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2018. -112 с.
2. Власенко Н.Э. Физическое воспитание и оздоровление дошкольников средствами
фитбол –гимнастики //Европейский туризм: тенденции развития: сборник научных
статей /под науч. ред. Т.А. Лопатик. – Минск: Бест-принт, 2012. – С. 80-85.
3. Власенко Н.Э. Фитнес для дошкольников . – Мозырь: Содействие, 2008.- 120 с.
4. Овчинникова Т. С, Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников.
— СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. 176 с.
18