ПДО Фитбол-гимнастика для детей 3-4 года

1

Содержание:
1.

Пояснительная записка

3

2.

Организационно-педагогические условия реализации
дополнительной общеобразовательной программы

6

3.

Материально-техническое обеспечение

8

4.

Текущий контроль

9

5.

Формы промежуточной аттестации

9

6.

Учебный план

10

7.

Календарный учебный график

12

8.

Программа воспитания

14

9.

План воспитательной работы

15

10

Оценочные и методические материалы

16

11.

Список литературы

18

2

1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков
и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные
органы и системы. В этом возрасте интенсивно созревает мозжечок, подкорковые образования, кора, улучшается способность к анализу движений сверстников. Именно этим требованиям отвечает методика работы с фитбол -мячами. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий.
Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах. Фитбол-гимнастика
способствует (Казанская А. В., Пикалева Е. Ю., 2001):
 Развитию двигательных качеств;
 Обучению основным двигательным действиям;
 Развитию и совершенствованию координации движений и равновесия;
 Укреплению мышечного корсета, созданию навыков правильной осанки;
 Улучшению функционированию сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
 Нормализации работы нервной системы, стимуляции нервно-психического
развития;
 Улучшению кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов,
устранению венозного застоя;
 Улучшению коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;
 Стимуляции развития анализаторных систем, проприорцептивной чувствительности
(позволяющая человеку ощущать положения и движения конечностей)
Актуальность Фитбол-гимнастика — это инновационный подход к физическому
воспитанию и коррекции осанки. В процессе занятий дети не только укрепляют своё тело,
но и познают окружающий мир, учатся любить его и уверенно действовать в нём.
Умение красиво двигаться приносит детям истинное удовольствие и радость. Они быстро
восстанавливают силы и снова готовы активно работать.
Растягивая мышцы, мы стимулируем двигательную активность, улучшаем подвижность
суставов и способствуем быстрому восстановлению после травм и заболеваний, связанных
с нервным перенапряжением.
Занятия с фитболом помогают детям расслабиться, снять стресс и негативные эмоции, а
также улучшить самочувствие.
Фитбол-гимнастика — это спортивно-оздоровительный процесс, который осуществляется
через совместную деятельность педагога и детей, а также детей друг с другом.
Программа дополнительного образования «Фитбол-детям» разработана в соответствии со
следующими нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
3

- Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2022 № 568-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании
утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона „О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере “;
Указ
Президента
Российской
Федерации
от
21.07.2020
№
474
"О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей";
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-Р «Стратегия развития воспитания
в России на период до 2025 года»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. N 467
"Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (с изменениями и дополнениями от 02.02.2021 г и 21.04.2023 г.);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам”;
- Приказ Минтруда РФ от 22.09.2021 N 652Н. "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»;
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 г. «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания";
- Положение об организации и осуществлении деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам-дополнительным общеразвивающим программам, утв.
(приказ № 28 от 29.08.2023 г.);
- Порядок оказания платных образовательных услуг по реализации дополнительных
общеобразовательных программ-дополнительных общеразвивающих программ МБДОУ
«Детский сад № 27» (приказ № 35 от 23.12.2024), Лист изменений к Порядку оказания
платных образовательных услуг по реализации дополнительных общеобразовательных
программ-дополнительных общеразвивающих программ МБДОУ «Детский сад № 27» от
(приказ № 33-ОД от 14.08.2025 г.).
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Цель: развивать физические качества и укреплять здоровье детей, используя
эффективность методики комплексного воздействия упражнений на фитбол-мячах,
освоение простейших элементов фитбол – гимнастики.
4

Задачи:
Оздоровительные




Укреплять мышечный корсет, формировать правильную осанку
Развивать координацию движений и равновесие
Тренировать вестибулярный аппарат.

Обучающие






Создавать представление о форме и физических свойствах фитбола, формировать
«чувство мяча»;
Учить правильной посадке на неподвижном мяче;
Разучивать динамические упражнения на фитболе в исходных положениях сидя и
лежа на мяче;
Осуществлять страховку, вырабатывать навыки самостраховки;
Обучать прыжкам сидя на фитболе;

Воспитательные




Формировать устойчивый интерес к двигательной деятельности;
Воспитывать нравственно волевые качества
Воспитывать
нравственно-волевые
качества
личности,
отзывчивость,
дисциплинированность, взаимопомощь, ответственность, самостоятельность.

5

2. Организационно-педагогические условия реализации Программы
Возраст учащихся, которым адресована программа 3-4 лет.
Форма обучения- очная.
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на один учебный год (сентябрьмай), общее количество учебных часов для освоения программы – 62 часов.
Программа реализуется на платной основе.
Режим занятий: 2 раз в неделю в группе до 12 человек. Продолжительность занятия 15
минут. Занятия проходят в малых группах, что дает возможность дифференцированного
подхода к обучению каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей
Программа кружка обладает традиционной трехчастной структурой, включающей
вводную, основную и заключительную. Каждая часть решает определенные задачи, в
соответствии с которыми подбираются и чередуется упражнения, продумывается методика
их проведения.
Вводная часть направлена на повышение эмоционального настроя детей, активизацию их
внимания и постепенную подготовку организма к более интенсивной работе. В этой части
занятия необходимо заинтересовать воспитанников, сосредоточить их внимание, дать
первоначальную нагрузку.
В основной части занятия реализуются задачи обучения и закрепления двигательных
умений и навыков, воспитания физических качеств, обогащение двигательного опыта
детей.
Заключительная часть занятия обеспечивает постепенное снижение эмоциональной и
физической нагрузки.
Занятия с элементами фитбол-гимнастики отличаются от традиционных физкультурных
спецификой применения ее средств.
В этой связи выделяются следующие варианты проведения физкультурных занятий с
элементами фитбол-гимнастики.
1-й вариант – с включением средств фитбол-гимнастики в вводную и основную части
занятия.
2 – вариант – с включением средств фитбол –гимнастики в основную часть занятия или в
основную и заключительную.
3-й вариант – с включением средств фитбол-гимнастики в содержание всех трех частей
занятия.
При подготовке к занятиям тщательно продумываются способы организации детей
(фронтальный, поточный, реже индивидуальный) в зависимости от решаемых задач,
возраста и уровня физической подготовленности. Занимающиеся с фитболами должны
находиться на расстоянии 1-1,5 м друг от друга и от выступающих предметов в зале. Темп
и продолжительность упражнений индивидуальны.
6

Планируемые результаты освоения программы








Развиты двигательные качества в соответствии с возрастными особенностями;
Сформированы основные двигательные действиям с фитболом;
Развита координация движений и равновесие;
Укреплен мышечный корсет, сформирована правильная осанка;
Развита мелкая и крупная моторика;
Организм адаптирован к физической нагрузке.

7

3. Материально – техническое обеспечение:
№
п/п
1.

Наименование

Количество

Фитбол d 40- 45 см

по количеству детей

2.

Гимнастическая лента

2 шт

3.

Скамейки

3шт

4.

Кегли

6 шт

5.

Обручи

по количеству детей

6.

Кубики

по количеству детей

7.

Массажные мячики

по количеству детей

8.

Конусы

5 шт.

9.

Тоннель

1-2 шт.

10.

Гимнастические маты

по количеству детей

11.

Музыкальная колонка

1 шт.

8

4.Текущий контроль
Текущий контроль проводится на каждом занятии. Этот оценка качества усвоения
изученного материала на занятии каждым ребенком. Результат фиксируется в «Журнале
учета занятий» согласно критериям:
Критерии

Обозначение

Обучающийся полностью усвоил материал

П

Обучающийся частично усвоил материал

Ч

Обучающийся не усвоил материал

Р

5. Формы промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация – это оценка качества освоения обучающимися дополнительной
образовательной программы.
Промежуточная аттестация освоения обучающимися дополнительной образовательной
программы «Фитбол-детям» проводится 2 раза в год по завершению каждого модуля.
Аттестация проводится в форме наблюдения за выполнением задания. Результат
фиксируется в протоколе, который хранится один год в методическом кабинете.

9

6.Учебный план:
Месяц

Основные задачи

Модуль 1
Сентябрь Дать
Октябрь представления о
форме и
физических
свойствах
фитбола.

Ноябрь январь

Обучить
правильной
посадке на
фитболе.

Рекомендуемые упражнения

Количество
академических
часов

- «Колобок» прокатывания фитбола: по
полу; по скамейке;
змейкой между ориентирами, вокруг
ориентиров;
- «Веселый мяч» передача фитбола друг
другу, броски
фитбола;
- игры с фитболом: «Догони мяч», «Попади
мячом в
цель», «Докати мяч»

1 ч- теория
17 ч- практика

-«Стульчик» сидя на фитболе у твердой
опоры, проверить правильность постановки
стоп (должны быть прижаты к полу и
параллельны друг другу); - сидя на фитболе,
в медленном темпе выполнять упражнения
для плечевого пояса, например: а) повороты
головы вправо—влево; б) поочередное
поднимание рук вперед-вверх — в сторону;
в) поднимание и опускание плеч; г)
скольжение руками по поверхности
фитбола; д) сгибание рук к плечам, сжав
кисти в кулаки, руки в стороны; е) по
сигналу встать, обежать вокруг мяча,
придерживая его рукой. - игры с фитболом:
«Догони мяч», «Толкай ладонями», «Толкай
развернутой ступней»

1 ч-теория
21 ч-практика

-«Руки в стороны» и.п:. стоя лицом к мячу.
На счет 1-2 присели, прямые руки на
фитболе, колени в стороны, спина прямая;
на 3-4 встали, руки в стороны;
-«Бег в рассыпную» по сигналу все
разбегаются врассыпную и бегают между
фитболами, по следующему сигналу
подбегают к своим фитболам и приседают.
Это положение можно принимать парами у
одного фитбола лицом друг к другу;
-«Приседания «и.п.: — упор, стоя на
коленях лицом к фитболу, руки на фитболе.
На счет 1 — присесть на пятки,
фитбол прижать к коленям; на счет 2 —
вернуться в и.п.;
-«Горка» и.п.: лежа на спине, на полу,
прямые ноги на фитболе, опора на пятки.

17 ч- практика

Модуль 2
Февраль- Учить базовым
март
положениям при
выполнении
упражнений в
исходном
положении
(сидя, лежа, стоя
на коленях).

10

- «Покачивание» Покачивать фитбол ногами
вправо-влево, руки вдоль туловища.
Упражнение можно делать парами с одним
фитболом, располагаясь зеркально;
-«Шагаем по фитболу» и.п.: лежа на спине
на полу, ноги прямые на фитболе.
Приподнимать таз от пола.
Упражнение можно выполнять
одновременно парами, располагаясь
зеркально; делать маленькие шаги по
поверхности фитбола вперед-назад;
- «Переходы» переходы из положения упор
сидя, фитбол на прямых ногах, прокатывая
фитбол к груди, лечь на спину.
Аналогичным способом вернуться в и.п.;
- «Подними фитбол» и.п.: лежа на спине на
полу, ногами обхватить фитбол. Согнуть
колени и сжать фитбол. Можно выполнить
поочередно вдвоем. То же — в положении
сидя;
- и.п.: лежа на спине на полу, согнутые в
коленях ноги — на фитболе, руки за
головой. Поднять верхнюю часть туловища
к коленям. Можно выполнять одновременно
вдвоем;
- «Передача» и.п.: лежа на спине на полу,
прямые ноги вместе, руки вытянуты за
головой, фитбол — в руках. Передавать
фитбол из рук в ноги и наоборот;
- «Перекат» и.п.: стоя на полу на коленях
лицом к фитболу. Разгибая ноги, сделать
перекат в положение на живот на фитболе.
Ноги и руки упираются в пол.
Подвижные игры
Апрельмай

Закрепление
и Закрепление и совершенствование
совершенствование упражнений. Разучивание под музыку
достигнутых
комплекс общеразвивающих упражнений.
результатов:
Подвижные сюжетные игры с фитболами.
полученных
теоретических
знаний,
навыка
правильной осанки,
выполнения
упражнений

Общее количество академических часов теория/ практика
Длительность одного занятия
Количество занятий в неделю / объем учебной нагрузки (мин.)

16 ч- практика

2/71
15 минут
2/30 минут

11

7. Календарный учебный график

№ п/п

Тема

I

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

«Это что за чудо-мяч?»
«В гости к мячикам большим»
«Веселые мячики»
«Мячик гуляет»
«Прокати и не задень»
«Воробышки играют»
«В гости к мишке»
«Мишка играет»
«На прогулку»
«Мы гуляем и играем»
«Паровозик»
«В гости к ели»
«Зайчата»
«Мишка – шалунишка»
«Веселые мышата»
«Кузнечики»

2

17.

«Солнышко и тучки»

18.

«Веселые машинки»

19.

«Мы топаем ногами»

20.

«Комары и лягушки»

сентябрь
II III IV

Модуль 1
октябрь
I II III IV

I

ноябрь
II III IV

I

декабрь
II III IV

I

II

январь
III

IV

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

12

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.

«Мяч –опора»
«Мяч –качалка»
«Мяч, который скачет»
«Зайчики»
«Ушастый нянь»
«Вместе с мячиком»
«Бусины»
«Кошечка»
«В траве сидел кузнечик»
«Веселый мяч»
«Вместе с мячом»
«В гостях»
«Удивительный мяч»
«Мостик»
«Игра с мячом»
«Мой веселый мяч»
«Вот, что мы умеем»

I
2

февраль
II
III IV

I

II

март
III IV

V

I

апрель
II
III

IV

I

май
II
III

IV

2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2

13

8.Программы воспитания.
Цели и задачи воспитания.
Цель воспитания в ДОО – личностное развитие каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе
традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
– формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях
российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
– формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, самому себе;
– становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Задачи воспитания в ДОО:
– содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
– способствовать становлению нравственности, основанной на духовных
отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно
своей совести;
– создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его
готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
– осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством
проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания
воспитывающих общностей;
– формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей
здорового и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и
ответственности, активной жизненной позиции;
– поддержка традиций дошкольного учреждения в проведении социально значимых
образовательных и досуговых мероприятий.
Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы.
Направления
воспитания
Патриотическое
Родина, природа
Духовнонравственное

Социальное

Ценности

Целевые ориентиры

Родина, природа

Любящий свою малую родину и имеющий
представление о своей стране - России,
испытывающий чувство привязанности к
родному дому, семье, близким людям.
Жизнь,
Различающий основные проявления добра и
милосердие, добро зла, принимающий и уважающий
традиционные ценности, ценности семьи и
общества, правдивый, искренний, способный
к сочувствию и заботе, к нравственному
поступку. Способный не оставаться
равнодушным к чужому горю, проявлять
заботу; Самостоятельно различающий
основные отрицательные и положительные
человеческие качества, иногда прибегая к
помощи взрослого в ситуациях морального
выбора.
Человек, семья,
Проявляющий ответственность за свои
дружба,
действия и поведение; принимающий и
сотрудничество
уважающий различия между людьми.
14

Познавательное

Познание

Физическое и
оздоровительное

Здоровье, жизнь

Трудовое

Труд

Эстетическое

Культура и
красота

Владеющий основами речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный,
умеющий слушать и слышать собеседника,
способный взаимодействовать со взрослыми
и сверстниками на основе общих интересов и
дел.
Любознательный, наблюдательный,
испытывающий потребность в
самовыражении, в том числе творческом.
Проявляющий активность,
самостоятельность, инициативу в
познавательной, игровой, коммуникативной и
продуктивных видах деятельности и в
самообслуживании. Обладающий первичной
картиной мира на основе традиционных
ценностей.
Понимающий ценность жизни, владеющий
основными способами укрепления здоровья занятия физической культурой, закаливание,
утренняя гимнастика, соблюдение личной
гигиены и безопасного поведения и другое;
стремящийся к сбережению и укреплению
собственного здоровья и здоровья
окружающих. Проявляющий интерес к
физическим упражнениям и подвижным
играм, стремление к личной и командной
победе, нравственные и волевые качества.
Демонстрирующий потребность в
двигательной деятельности. Имеющий
представление о некоторых видах спорта и
активного отдыха.
Понимающий ценность труда в семье и в
обществе на основе уважения к людям труда,
результатам их деятельности. Проявляющий
трудолюбие при выполнении поручений и в
самостоятельной деятельности.
Способный воспринимать и чувствовать
прекрасное в быту, природе, поступках,
искусстве. Стремящийся к отображению
прекрасного в продуктивных видах
деятельности.

9. План воспитательной работы
Событийные мероприятия планируются на основе традиционных ценностей
российского общества, Указа Президента РФ о теме предстоящего календарного года и
событий в РФ, календаря образовательных событий, календаря профессиональных
праздников.

15

Направления
воспитания
Патриотическое

Тематика мероприятия
День защитника Отечества

Сроки
проведения
23 февраля

Духовнонравственное

День защиты детей

1 июня

Социальное

Международный женский день

8 марта

Познавательное
День Государственного флага Российской 22 августа
Федерации
Физическое
и Всемирный день здоровья
оздоровительное
Трудовое

День воспитателя
работников

Эстетическое

Новый год

и

7 апреля
всех

дошкольных 27 сентября

31 декабря

10. Оценочные и методические материалы:
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год по итогам завершения каждого
модуля.
Обозначения

Критерии

П

Уверенно самостоятельно выполняет движения на фитболе. Сохраняет
равновесие. Выполняет указания инструктора. Легко реагирует на
сигналы. Стремиться к ведущей роли в подвижных играх.

Ч

С помощью воспитателя выполняет движения уверенно. Действует по
указанию инструктора в общем темпе. Выполняет правила в подвижных
играх. Может сохранять равновесие, выполняя упражнения на фитболе
Упражнения с фитболом выполняет с напряжением. Координация
движений низкая. Равновесие на фитболе не сохраняется. Медленный
темп выполнения. В подвижных играх охотно участвует.
Нуждается в дополнительной индивидуальной работе.

Р

Обработка результатов промежуточной аттестации:
П - Программа освоена в полном объёме.
Ч - Программа частично освоена
Р - Освоение программы находится на стадии формирования
16

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
№ 27» (МБДОУ «Детский сад № 27»)
ПРОТОКОЛ № 1
промежуточной аттестации по завершению Модуля 1
программы дополнительного образования «Фитбол - гимнастика» (для детей 3- 4лет)
Форма проведения: наблюдение
Педагогический работник, реализующий программу дополнительного образования:
_______________________________________________________

Упражнения с фитболом выполняет с напряжением.
Координация движений низкая. Равновесие
на фитболе не сохраняется. Медленный
темп выполнения. В подвижных играх охотно
участвует. Нуждается в дополнительной
индивидуальной работе. (Р)

ФИО
ребенка

С помощью воспитателя выполняет движения
уверенно. Действует по указанию инструктора в
общем темпе. Выполняет правила в подвижных
играх. Может сохранять равновесие, выполняя
упражнения на фитболе (Ч)

№ п/п

Уверенно самостоятельно выполняет движения на
фитболе. Сохраняет равновесие. Выполняет указания
инструктора. Легко реагирует на сигналы.
Стремиться к ведущей роли в подвижных играх. (П)

ФИО

Всего
:
Дата проведения промежуточной аттестации: «____» _________________ г.
Педагогический работник, реализующий дополнительную общеобразовательную
программу:
_____________________________________________________________________

17

11.Методическое обеспечение:
1. Власенко Н.Э. «Фитбол- гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного
возраста (теория, методика, практика). СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2018. -112 с.
2. Власенко Н.Э. Физическое воспитание и оздоровление дошкольников средствами
фитбол –гимнастики //Европейский туризм: тенденции развития: сборник научных
статей /под науч. ред. Т.А. Лопатик. – Минск: Бест-принт, 2012. – С. 80-85.
3. Власенко Н.Э. Фитнес для дошкольников . – Мозырь: Содействие, 2008.- 120 с.
4. Овчинникова Т. С, Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников.
— СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. 176 с.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».