Программа дополнительного образования Топотушки Говорушки для детей 2-3 лет

1

Содержание:
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
10.

Наименование разделов

Страница

Пояснительная записка
Учебный план
Содержание учебного плана
Календарный учебный график
Мониторинг освоения воспитанниками программы
Условия реализации программы
Материально - техническое обеспечение
Программа воспитания
План воспитательной работы
Приложения
Список литературы

2

2
5
6
18
22
23
26
27
28
29
32

1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Топотушки - говорушки»»
разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2022 № 568-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации и признании утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона „О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере“;
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474
"О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей";
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-Р «Стратегия развития
воспитания в России на период до 2025 года»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. N 467
"Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей"( с изменениями и дополнениями от
02.02.2021 г и 21.04.2023 г.);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
- Приказ Минтруда РФ от 22.09.2021 N 652Н. "Об утверждении
профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и
взрослых";
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
Направленность программы – физкультурно - спортивная.
Положение об организации и осуществлении деятельности по дополнительным
общеобразовательным
программам-дополнительным
общеразвивающим
программам, утв. (приказ № 28 от 29.08.2023 г.);
3

- Порядок оказания платных образовательных услуг по реализации
дополнительных общеобразовательных программ-дополнительных
общеразвивающих программ МБДОУ «Детский сад № 27» (приказ № 35 от
23.12.2024), Лист изменений к Порядку оказания платных образовательных услуг по
реализации дополнительных общеобразовательных программ-дополнительных
общеразвивающих программ МБДОУ «Детский сад № 27» от (приказ № 33-ОД от
14.08.2025 г.).
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и
его полноценное развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы
в ДОО. С раннего детства необходимо уделять достаточное внимание
формированию навыка правильной осанки, развитию двигательных умений и
навыков, координации движений, таких физических качеств, как быстрота,
ловкость, выносливость, сила и гибкость, а так же привитию культурногигиенических навыков и интереса к физическим упражнениям, что способствует
формированию моральных качеств, волевых черт личности, предпосылок к
ведению здорового образа жизни.
Ранний возраст является периодом активного развития малышей, во время
которого происходит значительное увеличение показателей веса и роста,
совершенствование внутренних органов и их работы, укрепление мышечной
системы, проявление бурной двигательной активности, активное развитие речи.
Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной деятельности
детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, рук, головы, туловища
совершенствует движение артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти
и т. д. Для дошкольников проговаривание стихов, считалок и другого речевого
материала одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь
ритмизуется движениями, становится более громкой, чёткой и эмоциональной.
Дети проговаривают и усваивают слова, обозначающие движения, учатся
применять их в подвижных играх и упражнениях.
Цель: сохранение и развитие здоровья детей раннего возраста, их физического
развития, расширение функциональных возможностей развивающегося
организма, формирование двигательных умений и навыков (ходьба, бег, метание,
лазание и др.) и физических качеств, содействие развитию речи.
Задачи:
- создавать условия для всестороннего полноценного развития организма
ребенка;
- формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку,
проводить профилактику плоскостопия;
- обучать ходьбе и бегу с согласованными движениями рук и ног;
- развивать разнообразные физические качества; чувства темпа и ритма;
4

- формировать и совершенствовать двигательные умения (для укрепления мышц,
обогащения двигательного опыта детей);
- формировать умения выполнять упражнения по показу и словесной инструкции;
- формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, укреплять
здоровье;
- воспитывать интерес к занятиям физической культурой, физическими
упражнениями и подвижными играми.
Специальные речевые задачи:
- развивать речевое дыхание (спокойный глубокий вдох, плавный длительный
выдох);
- выполнять движения выразительно (в т.ч. подражательные: попрыгать, как
зайчик, помахать крылышками, как птичка и т.д.);
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать ориентировку в пространстве;
- развивать коммуникативные функции через совместную двигательную
деятельность ребенка и взрослого ( в т.ч. музыкальную).
2. Учебный план:
Месяц
№
Темы
Количество
недели
академических
часов за учебный
год
Октябрь
1-4
«Домашние животные»
4 час
Ноябрь
1-4
«Семья. Мама»
4 час
Декабрь
1-4
«Мои игрушки»
4 час
Январь
1-4
«Зима. Новый год. Зимние забавы»
3 час
Февраль
1-4
«Наши защитники»
4 час
Март
1-4
«Вместе с мамой»
4 час
Апрель
1-4
«Весна. Птицы. Одежда»
4 час
Май
1-4
«Транспорт. Растения»
4 час
октябрь/май
Итоговая аттестация
31 ак. час
Итого (академических часов):
10 минут
Длительность одного занятия
2/20 минут
Количество занятий в неделю / объем учебной
нагрузки (мин.)
4/40 минут
Количество занятий в месяц / объем учебной
нагрузки (мин.)

5

4. Содержание учебного плана

«Домашние животные»

Октябрь

Месяц

Темы

Задачи

Материал

ОРУ
«Веселые котята»
(с ленточкой)
«Во дворе»
(без предметов)
«Собачки» (с мешочком с
песком)
«Поросята»
(без предметов)

Воспитывать у детей желание заниматься физическими упражнениями.
Двигаться активно, естественно, не напряженно.
Формировать правильную осанку. Профилактировать плоскостопие.
Укреплять опорно-двигательный аппарат.
Приучать малышей начинать и заканчивать упражнение всем
одновременно по сигналу воспитателя.
Правильно выполнять упражнение из различных исходных положений:
стоя, сидя, лежа на спине.
Соблюдать основное направление движения отдельных частей тела при помощи
наглядных ориентировок и подражая показу воспитателя. Повторять хорошо
известное движение сначала с воспитателем, затем самостоятельно.
Формировать чувства ритма
Развивать координацию движений
Развивать умения следить за действиями взрослого и воспроизводить
Способствовать развитию мелкой моторики - ловкости пальцев (этот фактор
будет важен для освоения письма).
Развивать внимание, память, воображение.
Активизировать речевые центры.
Создавать позитивную атмосферу, вызывать положительные эмоции.
Ходить по кругу, взявшись за руки
Ходить по кругу змейкой между предметами
Ходить по кругу с переступанием через предметы
Ходить в колонне по одному
Бегать стайкой в чередовании с бегом врассыпную
Бегать врассыпную в чередовании с бегом в обусловленное место
Бегать по кругу друг за другом
Бегать по кругу змейкой между предметами
Пройти по прямой дорожке, обозначенной на полу (ширина 20 см)
Пройти по извилистой дорожке, обозначенной на полу (ширина 20 см)
Выполнять подскоки на месте на двух ногах с поворотом вокруг себя по команде
взрослого
Прыгать на двух ногах через ленту, положенную на пол
Бросать мяч из-за головы двумя руками
Прокатывать мяч в прямом направлении одной рукой
Ползать на четвереньках по доске, лежащей на полу

Платочки – 16 шт.
Мячи (резиновые, d -100-120
мм) – 8 шт.

Пальчиковая гимнастика
«Шарик»
«Пастушок»
«Овечка»
«Кот»

Ходьба

Бег

Равновесие
Прыжки
Упражнение в катании,
бросании, ловле, метании
Упражнение в ползании,

6

Картотека игр

Бубен – 1 шт.
Гимнастические палки – 7
шт.
Бубен – 1 шт.
Кегли – 5 шт.
Леты (длина 3 метра) - 2 шт.
Лета (длина 3 метра) - 1 шт.
Мячи (резиновые, d -100-120
мм) – 8 шт.
Доска (длина 1,5 метра, ширина

лазании

Ползать на четвереньках за катящимся предметом (большим мячом) в разных
направлениях

1. Укреплять опорно-двигательный аппарат.
2. Осваивать навыки выполнять вместе с воспитателем и сверстниками несложные
двигательные упражнения, сопровождающиеся простым сюжетом.
Обучать выразительности движений через имитацию.
Тренировать умения не терять ориентацию в игровом пространстве.
6. Отработать навык двигаться друг за другом и завершать движение по определённому
сигналу ведущего.
7. Воспитывать навык согласовывать свои действия с правилами игры и другими
участниками.
Поощрять самостоятельность.
Подвижная игра с речевым Развивать познавательные интересы у детей.
Развивать речь у детей, как средства общения.
содержанием
«Ходит кот по лавочке»
Совершенствовать грамматическую структуру речи.
« Кисонька – мурысонька»
Воспитывать бережное отношение к животным.
«Ой, ду-ду!»
«Стучит, бренчит по улице»
Тренировать умение ползать на четвереньках
Игра малой подвижности
«Веселый пастушок»
Учить красиво передвигаться на носочках, соединять движение со словами; развивать
«Котята и ребята»
ловкость.
«Проползи, как собачка»
Упражнять в ходьбе и беге, выполнять прыжки, осуществлять профилактику
«Найди лошадку»
плоскостопия.
Развивать навык ходьбе по извилистой дорожке, умение бегать, не наталкиваясь друг
на друга,внимание, творческое воображение,
Воспитывать доброжелательные отношение между детьми, умение играть вместе,
сообща.
Воспитывать у детей желание заниматься физическими упражнениями.
ОРУ
«Нам весело» (с платочком) Двигаться активно, естественно, не напряженно.
«Здравствуйте!» (без
Формировать правильную осанку. Профилактировать плоскостопие.
предметов)
Укреплять опорно-двигательный аппарат.
«Все вместе» (с мячом)
Приучать малышей начинать и заканчивать упражнение всем
«Буль-буль-буль» (без
одновременно по сигналу воспитателя.
предметов)
Правильно выполнять упражнение из различных исходных положений:
стоя, сидя, лежа на спине.
Соблюдать основное направление движения отдельных частей тела при помощи
наглядных ориентировок и подражая показу воспитателя. Повторять хорошо

«Семья. Мама»

Ноябрь

Подвижная игра
«Веселые собачки»
«Лошадки»
«Куры и кошки»
«Кролики»

7

30 см.) - 1 шт.
Мячи (резиновые,d 200-250 мм)
– 8 шт.
Картотека игр
Маски домашних животных

Картотека игр
Маски домашних животных

Картотека игр
Маски домашних животных
Веревка – 1 шт.
маски животных

Платочки – 16 шт.
Мячи малые – 8 шт.

известное движение сначала с воспитателем, затем самостоятельно.
Формировать чувства ритма
Развивать координацию движений
Развивать умения следить за действиями взрослого и воспроизводить
Способствовать развитию мелкой моторики - ловкости пальцев (этот фактор
будет важен для освоения письма).
Развивать внимание, память, воображение.
Активизировать речевые центры.
Создавать позитивную атмосферу, вызывать положительные эмоции.
Ходить стайкой в чередовании с ходьбой врассыпную
Ходить парами, держась за руки
Бегать врассыпную с изменением направления
Бегать врассыпную с переходом на ходьбу и обратно
Пройти по наклонной доске, высота уклона 10 см
Пройти по дорожке, перешагивая через палки

Пальчиковая гимнастика
«Овечки»
«Кот»
«Шарики»
«Пастушок»

Ходьба
Бег
Равновесие

Выполнять подскоки на двух ногах с продвижением вперед по команде взрослого
Выполнять подскоки на двух ногах с поворотом вокруг себя вместе со взрослым
Бросать вдаль шишки, шарики правой и левой рукой.
Ловить мяч, брошенный взрослым, с расстояния 50 см.
Ползать на четвереньках по доске, лежащей на полу
Ползать на четвереньках за катящимся предметом (большим мячом) в разных
направлениях

Прыжки
Упражнение в катании,
бросании, ловле, метании
Упражнение в ползании,
лазании
Подвижная игра
«Достань орешек»
«Колокольчик»
«Карусели»
«Перелезь через бревно»







Учить детей подпрыгивать на двух ногах и доставать подвешенные предметы.
Учить ориентироваться в пространстве.
Развивать у детей равновесие в движении, навык бега.
Развивать умение бегать в разных направлениях.
Совершенствовать навык ползания, развивать умение перелезать невысокие
препятствия
Вызывать чувство радости от совместных действий.

8

Картотека игр

Бубен – 1 шт.
Бубен – 1 шт.
Доска (длина 1,5 метра, ширина
30 см.) - 1 шт.
Гимнастические палки 40 см. –
8 шт.

Шишки – 10 шт.
Доска (длина 1,5 метра, ширина
30 см.) - 1 шт.
Мячи (резиновые,d 200-250 мм)
– 8 шт.
Картотека игр
вешалки с крючками – 2 шт.,
Орешки – 10 шт.
Колокольчик – 1 шт.
Мягкое бревно (длина 2 м.,
высота -20-25 см) – 1 шт.
Гимнастическая скамейка- 1
шт.
игрушка - 1 шт.

Подвижная игра с речевым
содержанием
«Гуленьки»
«Пальчик-мальчик»
«Курочка Ряба»
«Пироги»

«Мои игрушки»

Декабрь

Игра малой подвижности
«Перешагнем вместе»
«Где дочка?»
«Мяч с горки»
«Ползите к маме»
ОРУ
«Веселые кубики»
(с кубиками)
«В гости к игрушкам»
(без предметов)
«Звонкие погремушки»
(с погремушками)
«Матрешки»
(без предметов)

Пальчиковая гимнастика
«Мишки»
«Воздушный шар»
«Погремушки»
«Кубики»

Ходьба
Бег

Учить детей ходить по кругу в разных направлениях, бегать врассыпную.
Учить воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым
дыханием
Развивать познавательные интересы у детей.
Развивать речь у детей, как средства общения.
развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, умению
играть в коллективе
Совершенствовать грамматическую структуру речи.
Совершенствовать речевую активность, слуховое восприятие
Упражнять детей в ходьбе, беге, ползании, перешагивании.
Учить детей действовать по правилам, развивать выносливость.

Развивает внимание, мышление.

Воспитывать у детей желание заниматься физическими упражнениями.
Двигаться активно, естественно, не напряженно.
Формировать правильную осанку. Профилактировать плоскостопие.
Укреплять опорно-двигательный аппарат.
Приучать малышей начинать и заканчивать упражнение всем
одновременно по сигналу воспитателя.
Правильно выполнять упражнение из различных исходных положений:
стоя, сидя, лежа на спине.
Соблюдать основное направление движения отдельных частей тела при помощи
наглядных ориентировок и подражая показу воспитателя. Повторять хорошо
известное движение сначала с воспитателем, затем
самостоятельно.
Формировать чувства ритма
Развивать координацию движений
Развивать умения следить за действиями взрослого и воспроизводить
Способствовать развитию мелкой моторики - ловкости пальцев (этот фактор
будет важен для освоения письма).
Развивать внимание, память, воображение.
Активизировать речевые центры.
Создавать позитивную атмосферу, вызывать положительные эмоции.
Ходить стайкой за взрослым в разные стороны
Ходить стайкой за взрослым в заданном направлении
Бегать стайкой за взрослым в индивидуальном темпе
9

Картотека игр
Маски животных

Картотека игр
Мягкое бревно (длина 2 м.,
высота -20-25 см) – 1 шт.
Мячи (резиновые,d 200-250 мм)
– 8 шт.
Игрушка Курочка – 1 шт.
Погремушки – 8 шт.
Кубики малые –16 шт.

Картотека игр

Бубен – 1 шт.
Бубен – 1 шт.

Равновесие
Прыжки
Упражнение в катании,
бросании, ловле, метании
Упражнение в ползании,
лазании
Подвижная игра
«Мишенька»
«За мячом»
«По мостику»
«Бегите к погремушкам»

8.
9.

10.
11.

8.
Подвижная игра с речевым
содержанием
«Веселый мяч»
«Неваляшки – яркие
рубашки»
«Петрушка – веселая
игрушка»
«Подарки»
Игра малой подвижности
«В гости к куклам»
«За мячом»
«Кубики рассыпались»
«Перешагнем вместе»

Бегать стайкой за взрослым в разные стороны
Пройти по прямой дорожке, обозначенной на полу лентами (ширина 30 см)
Выполнять подскоки на месте на двух ногах после показа взрослого
Выполнять подскоки на месте на двух ногах вместе со взрослым
Прокатывать мяч в прямом направлении двумя руками
Прокатывать мяч взрослому двумя руками (расстояние – 0,5-1,5 м)
Ползать на четвереньках в прямом направлении
Ползать на четвереньках за катящимся предметом (большим мячом) в прямом
направлении
Укрепление опорно-двигательного аппарата.
Освоение навыка выполнять вместе с воспитателем и сверстниками несложные
двигательные упражнения, сопровождающиеся простым сюжетом.
Совершенствование базовых движений: бега, ходьбы в разном темпе, бросания и
катания мяча, прыжков.
Обучение выразительности движений через имитацию.
Тренировка умения не терять ориентацию в игровом пространстве.
Отработка навыка двигаться друг за другом и завершать движение по определённому
сигналу ведущего.
Воспитание навыка согласовывать свои действия с правилами игры и другими
участниками.
Поощрение самостоятельности.
Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым.
Развивать у детей умение прыгать ритмично, в соответствии с текстом
стихотворения, звукоподражание (чух-чух, ж-ж-ж, р-р-р и пр.), выполнять движения
по сигналу. Упражнять в беге, в подпрыгивании на 2 ногах.
Закреплять названия животных . Развивать внимательность, память. Воспитывать
дружелюбие, коллективизм.
Познакомить с ходьбой в заданном направлении, развивать умение сохранять
равновесие.
Учить детей действовать по правилам, развивать выносливость.
Развивает внимание, мышление.

10

Ленты (3 метра) – 2 шт.
Мячи (резиновые,d 200-250 мм)
– 8 шт.
Мячи (резиновые,d 200-250 мм)
– 8 шт.
Игрушка Мишка – 1 шт.
Мячи (резиновые,d 200-250 мм)
– 8 шт.
Доска (2-3 метра, ширина 30см)
– 1 шт.
Погремушки – 8 шт.

Картотека игр.
Игрушки ( Петрушка, лошадка,
кукла, зайка, мишка, волчок,
самолет, паровозик)

Картотека игр
Куклы – 2 шт.
Мячи (резиновые,d 200-250 мм)
– 8 шт.
Кубики маленькие – 8 шт.
Лента (3 метра) – 1 шт.

«Зима. Новый год. Зимние забавы»

Январь

ОРУ
«Каникулы» (с ленточками)
«Зимой» (с платочком)
«Раз, два, три»
(без предметов)

Пальчиковая гимнастика
«Зимой»
«Снежок»
«Снежинки»

Ходьба
Бег
Равновесие
Прыжки
Упражнение в катании,
бросании, ловле, метании
Упражнение в ползании,
лазании

Воспитывать у детей желание заниматься физическими упражнениями.
Двигаться активно, естественно, не напряженно.
Формировать правильную осанку. Профилактировать плоскостопие.
Укреплять опорно-двигательный аппарат.
Приучать малышей начинать и заканчивать упражнение всем
одновременно по сигналу воспитателя.
Правильно выполнять упражнение из различных исходных положений:
стоя, сидя, лежа на спине.
Соблюдать основное направление движения отдельных частей тела при помощи
наглядных ориентировок и подражая показу воспитателя. Повторять хорошо
известное движение сначала с воспитателем, затем самостоятельно.
Формировать чувства ритма
Развивать координацию движений
Развивать умения следить за действиями взрослого и воспроизводить
Способствовать развитию мелкой моторики - ловкости пальцев (этот фактор
будет важен для освоения письма).
Развивать внимание, память, воображение.
Активизировать речевые центры.
Создавать позитивную атмосферу, вызывать положительные эмоции.
Ходить в колонне по одному с высоким поднимание колена
Ходить по кругу, взявшись за руки
Ходить по кругу змейкой между предметами
Бегать стайкой в чередовании с бегом врассыпную
Бегать врассыпную в чередовании с бегом в обусловленное место
Бегать по кругу друг за другом
Пройти по дорожке с перешагиванием из круга в круг
Пройти по наклонной доске (край доски приподнят на 15-20 см)
Прыгать на двух ногах в длину с места (одновременно всей группой)
Прыгать на двух ногах через две параллельные линии (расстояние между линиями –
30см)
Бросать вдаль мешочек с песком правой и левой рукой
Ловить мяч, брошенный взрослым с расстояния 50-100 см.
Ползать на четвереньках по дорожке между двумя параллельными линиями,
веревками (ширина дорожки 30см).
Ползать на четвереньках по гимнастической скамейке
11

Ленточки с колечками – 16 шт.
Платочки – 16 шт.

Картотека игр

Бубен – 1 шт.
Кегли – 5 шт.
Бубен – 1 шт.
Кегли– 5 шт.
Доска гимнастическая (1,5-2
метра, ширина 30 см) - 1 шт.
Ленты (3 метра) – 2 шт.
Мешочки с песком (100-150 гр.)
– 8 шт.
Мяч большой (d- 200-250 мм) –
1 шт.
Ленты (3 метра) – 2 шт.
Гимнастическая скамейка – 1
шт.

Подвижная игра
«Попади в кружок»
«Проползи в воротики»
«Снежинки»

Учить ползать на четвереньках между двумя опорами.
Упражнять детей в метании двумя руками снизу.
Развивать ловкость, внимание, глазомер, ориентировку в пространстве.
Воспитывать интерес к двигательной деятельности и здоровому образу жизни

«Наши защитники»

Февраль

Подвижная игра с речевым Учить координации речи с движениями.
Работать над темпом и ритмом речи детей.
содержанием
«Как на тоненький ледок»
Развивать творческое воображение, желание играть все вместе.
«Снег кружится»
«Сугробы, снежинки,
сосульки»

Картотека игр
Обруч (цель) – 1 шт.
Дуга для подлезания (высота
50см, ширина 50 см) – 1 шт.
Картотека игр

Игра малой
подвижности
«Поймай снежинку»
«По кругу»
«Пойдем по глубокому
снегу»
Промежуточный
мониторинг

Упражнять в беге.
Учить подпрыгивать, доставая цель (снежинку)

Картотека игр
Веревочка – 1 шт.
Снежинка – 1 шт.

Выявить итоговый уровень освоения программы воспитанниками

Наблюдение

ОРУ
«Зарядка» (с обручем)
«Разминка для будущих
воинов» (без предметов)
«Солдаты» (с флажком)

Воспитывать у детей желание заниматься физическими упражнениями.
Двигаться активно, естественно, не напряженно.
Формировать правильную осанку. Профилактировать плоскостопие.
Укреплять опорно-двигательный аппарат.
Приучать малышей начинать и заканчивать упражнение всем
одновременно по сигналу воспитателя.
Правильно выполнять упражнение из различных исходных положений:
стоя, сидя, лежа на спине.
Соблюдать основное направление движения отдельных частей тела при помощи
наглядных ориентировок и подражая показу воспитателя. Повторять хорошо
известное движение сначала с воспитателем, затем самостоятельно
Формировать чувства ритма
Развивать координацию движений
Развивать умения следить за действиями взрослого и воспроизводить
Способствовать развитию мелкой моторики - ловкости пальцев (этот фактор
будет важен для освоения письма).
Развивать внимание, память, воображение.
Активизировать речевые центры.

Обруч малый – 8 шт.
Флажки – 16 шт.

Пальчиковая гимнастика

«Как солдат служил»
«Бойцы – молодцы»
«Инструменты»
«Строители»

12

Картотека игр

Ходьба

Бег

Равновесие
Прыжки
Упражнение в катании,
бросании, ловле, метании
Упражнение в ползании,
лазании
Подвижная игра
«Самолеты»
«Кто больше соберет
снарядов»
«Автомобили»
«Летчики»

Создавать позитивную атмосферу, вызывать положительные эмоции.
Ходить по кругу с переступанием через предметы
Ходить в колонне по одному
Ходить в колонне по одному на носках
Ходить в колонне по одному с высоким поднимание колена
Бегать по кругу друг за другом
Бегать по кругу «змейкой» между предметами
Бегать в колонне по одному
Бегать в колонне по одному со сменой направления
Пройти по дорожке с перешагиванием через кубики
Пройти по извилистой линии (длина 2-3 метра)
Прыгать на двух ногах через веревку, положенную на пол
Прыгать на двух ногах через две параллельные линии (расстояние между линиями 15
см)
Прокатывать друг другу мяч двумя руками сидя , стоя (расстояние 0,5-1,5 м)
Перебрасывать мяч двумя руками через веревку, ленту, находящуюся на уровне
груди ребенка, расстояние 1-1,5 м
Ползать на четвереньках по гимнастической скамейке
Ходить на четвереньках, опираясь на ладони и стопы («по-медвежьи»)
Выполнять правила игры, бегать по сигналу педагога.
Развивать внимание, ловкость, быстрый бег, бег врассыпную
Воспитывать взаимодействие с коллективом сверстников, интерес к играм

Подвижная игра с речевым Учить координации речи с движениями.
Работать над темпом и ритмом речи детей.
содержанием
«Парад»
Развивать творческое воображение, желание играть все вместе.
«Паровозик»
«Я люблю свою лошадку»
«По ровненькой дорожке»
Игры малой подвижности
«Взятие крепости»
«Проползи в воротики»
«Салют»
«Перепрыгни препятствие

Бубен – 1 шт.
Мешочки с песком – 6 шт.

Бубен – 1 шт.
Кегли – 7 шт.
Кубики (ребро 5 см) – 6 шт.
Лента 2-3 метра
Веревка (2-3 метра) – 2 шт.
Мяч (d – 200-250 мм)- 4 шт.
Веревка (2-3 метра) – 1 шт.
Гимнастическая скамейка – 1
шт.
Картотека игр
Кубики – 25 шт.
Кольца (d-15 см) – 8 шт.

Картотека игр

Учить сбивать отдельно стоящие предметы.
Картотека игр
Упражнять в ходьбе в заданном направлении; укреплять свод стопы.
Кегли– 10 шт.
Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, ползать на четвереньках, Мешочки с песком – 7 шт..
подлезать под препятствие и перепрыгивать через препятствия..
Дуги для подлезания 40 см – 2
Воспитывать честность при выполнении игры.
шт.
13

Март
«Вместе с мамой»

Шарики ватные ((d– 7-8 cм)– 8
шт.
Корзина для складывания
шариков – 1 шт.
ОРУ
«Обед» (с погремушкой)
«Пирог» (без предметов)
«Колобок» (с мячом)
«Репка» (без предметов)

«Пальчиковая
гимнастика»
«Прянички»
«Чтоб испечь нам пирожок»
«Посуда»

Ходьба

Бег

Равновесие
Прыжки
Упражнение в катании,

Воспитывать у детей желание заниматься физическими упражнениями.
Двигаться активно, естественно, не напряженно.
Формировать правильную осанку. Профилактировать плоскостопие.
Укреплять опорно-двигательный аппарат.
Приучать малышей начинать и заканчивать упражнение всем
одновременно по сигналу воспитателя.
Правильно выполнять упражнение из различных исходных положений:
стоя, сидя, лежа на спине.
Соблюдать основное направление движения отдельных частей тела при помощи
наглядных ориентировок и подражая показу воспитателя. Повторять хорошо
известное движение сначала с воспитателем, затем самостоятельно
Формировать чувства ритма
Развивать координацию движений
Развивать умения следить за действиями взрослого и воспроизводить
Способствовать развитию мелкой моторики - ловкости пальцев (этот фактор
будет важен для освоения письма).
Развивать внимание, память, воображение.
Активизировать речевые центры.
Создавать позитивную атмосферу, вызывать положительные эмоции.
Ходить по кругу с переступанием через предметы
Ходить в колонне по одному
Ходить в колоне по одному на носках
Ходить в колонне по одному с высоким подниманием ног
Бегать по кругу друг за другом
Бегать по кругу «змейкой» между предметами
Бегать в колонне по одному в указанном направлении
Бегать в колонне по одному со сменой направления
Пройти по дорожке с перешагиванием через кубики (ребро куба 5 см)
Пройти по извилистой линии (длина 2-3 метра)
Прыгать на двух ногах через веревку, положенную на пол
Прыгать на двух ногах через две параллельные линии (расстояние между линиями 15
см)
Прокатывать мяч друг другу двумя руками сидя, стоя (расстояние 0,5-1,5 метра)
14

Погремушки – 16 шт.
Мяч малый – 8 шт.

Картотека игр

Бубен – 1 шт.
Гимнастические палки – 7 шт.

Бубен – 1 шт.
Кегли – 7 шт.
Игрушка – 3 шт.
Кубики – 6 шт.
Лента (2-3 метра) – 1 шт.
Веревка (2-3 метра) – 1 шт.
Ленты (2-3 метра) – 2 шт.
Мяч (большой d – 200-250мм) –

Апрель
«Весна. Птицы. Одежда»

бросании, ловле, метании

Перебрасывать мяч двумя руками через веревку, ленту, находящуюся на уровне
груди ребенка, с расстояния 1-1,5 м.

Упражнение в ползании,
лазании
Подвижная игра
«Мышки в кладовой»
«Догони горошины»
«Колобок»
«Пчелки»
Игра с речевым
содержанием
«Курочка - хохлатка»
«Огуречик»
«Ладушки-ладушки»
«Сорока – сорока»
Игры малой подвижности
«Пройди по дорожке»
«Ловкие ребята»
«Стоп,прыг»
«Мой веселый звонкий мяч»
ОРУ
«С юга птицы прилетели»
(с флажком)
«Птицы» (без предметов)
«Прогулка» (с кубиками)
«Весна» (без предметов)

Ползать на четвереньках с последующим переползанием через мягкое бревно
Ходить на четвереньках, опираясь на стопы и ладони
Упражнять в подлезании, беге, беге со сменой направления, ориентировке в
пространстве
Развивать двигательную активность
Воспитывать взаимодействие с коллективом сверстников, интерес к играм

Пальчиковая гимнастика
«Дождик»
«Весна пришла»
«Птичка»
«Платье»

5 шт.
Стойка с натянутой
веревкой(лентой) – 1 шт.
Бревно мягкое (длина 1,5-2
метра, d – 200-250 мм) – 1 шт.
Картотека игр
Игрушка (мяч) – 1 шт.
Маска медведя

Учить координации речи с движениями.
Развивать речь у детей, как средства общения.
Совершенствовать грамматическую структуру речи.
Работать над темпом и ритмом речи детей.
Развивать творческое воображение, желание играть все вместе.

Картотека игр

Учить выполнять движения по команде взрослого
Развивать внимание, мышление, ловкость, глазомер и точность движений
Учить детей действовать по правилам, развивать выносливость.

Картотека игр

Воспитывать у детей желание заниматься физическими упражнениями.
Двигаться активно, естественно, не напряженно.
Формировать правильную осанку. Профилактировать плоскостопие.
Укреплять опорно-двигательный аппарат.
Приучать малышей начинать и заканчивать упражнение всем
одновременно по сигналу воспитателя.
Правильно выполнять упражнение из различных исходных положений:
стоя, сидя, лежа на спине.
Соблюдать основное направление движения отдельных частей тела при помощи
наглядных ориентировок и подражая показу воспитателя. Повторять хорошо
известное движение сначала с воспитателем, затем самостоятельно
Формировать чувства ритма
Развивать координацию движений
Развивать умения следить за действиями взрослого и воспроизводить
Способствовать развитию мелкой моторики - ловкости пальцев (этот фактор
будет важен для освоения письма).
Развивать внимание, память, воображение.

Флажки – 16 шт.
Кубики (ребро 5 см) – 16 шт.

15

Картотека игр

Активизировать речевые центры.
Создавать позитивную атмосферу, вызывать положительные эмоции.
Ходить в колонне по одному с чередованием выполнения имитационных подвижных
Ходьба
движений «Мышка», «Медведь»
Ходить в колонне по одному с чередованием выполнения имитационных подвижных
движений «Петушок», «Котенок»
Ходить в колонне по одному с остановкой по сигналу.
Ходить в колонне по одному со сменой направления по сигналу.
Бегать в колонне по одному с изменением темпа по сигналу.
Бег
Бегать по кругу, взявшись за руки.
Бегать в колонне по одному с остановкой по сигналу.
Бегать в колонне по одному с ленточкой в руке.
Пройти по извилистой веревке (длина 2-3 метра).
Равновесие
Пройти по дорожке с перешагиванием через веревки на высоте 10-15 см
Прыгать в длину с места (как можно дальше)
Прыжки
Прыгать на двух ногах через две параллельные линии (расстояние между ними –
20см)
Бросать предметы в горизонтальную цель, стоящую на полу двумя руками
Упражнение в катании,
(расстояние100-120см)
бросании, ловле, метании
Перебрасывать мяч двумя руками через веревку, находящуюся на уровне груди
ребенка (расстояние 1-1,5 метра)
Ползать на четвереньках по извилистой дорожке , обозначенной по поту веревками
Упражнение в ползании,
(ширина 30см)
лазании
Ползать на четвереньках по наклонной доске (край доски приподнят на 10 см)
Учить бегать врассыпную, по сигналу менять движение
Подвижная игра
«По ровненькой дорожке»
Развивать у детей внимание, умение двигаться ритмично, согласовывать движений со
«Уточки и собачка»
словами, находить свое место.
«Жуки»
Упражнять в беге, ходьбе, прыжках.
«Пчелки»
Побуждать к подражанию.
Воспитывать желание играть в коллективе сверстников.
Подвижная игра с речевым Развивать ловкость, находчивость, быстроту реакции, внимание.
Воспитывать способность координировать свои движения с движениями других
содержанием
«Рано-рано-поутру»
детей, честность при выполнении правил игры.
«Птичка – раз, птичка - два»
«Солнечные зайчики»
«Два гуся»
Развивать у детей сообразительность, ориентировку в пространстве, ритмичность
Игры малой подвижности
«Угадай, кто кричит»
движений
16

Бубен – 1 шт.

Бубен – 1 шт.
Ленточки с кольцом – 8 шт.
Веревка – 2-3 метра – 3 шт.
Веревка – 2-3 метра – 2 шт.
Горизонтальная цель (корзинка)
– 1 шт.
Веревка – 2-3 метра – 1 шт.
Шарики пластиковые – 16 шт.
Веревка – 2-3 метра – 2 шт.
Доска с зацепами – 1 т.
Картотека игр
Маска собачки – 1 шт.

Картотека игр

Картотека игр

Транспорт. Растения

Май

«Пузырь»
«Бабочки и жучки»
«Поймай бабочку»
ОРУ
«Путешествие на машине»
(с обручем)
«Подсолнух» (без
предметов)
«Встреча в лесу» (с мячом)
«Человечек» (без предметов)

Пальчиковая гимнастика
«Транспорт»
«Паровоз»
«Сидит белка на тележке»
«Самолеты»
Ходьба

Бег

Равновесие
Прыжки
Упражнение в катании,
бросании, ловле, метании

Упражнять в беге и приседании
Воспитывать у детей желание заниматься физическими упражнениями.
Двигаться активно, естественно, не напряженно.
Формировать правильную осанку. Профилактировать плоскостопие.
Укреплять опорно-двигательный аппарат.
Приучать малышей начинать и заканчивать упражнение всем
одновременно по сигналу воспитателя.
Правильно выполнять упражнение из различных исходных положений:
стоя, сидя, лежа на спине.
Соблюдать основное направление движения отдельных частей тела при помощи
наглядных ориентировок и подражая показу воспитателя. Повторять хорошо
известное движение сначала с воспитателем, затем самостоятельно
Формировать чувства ритма
Развивать координацию движений
Развивать умения следить за действиями взрослого и воспроизводить
Способствовать развитию мелкой моторики - ловкости пальцев (этот фактор
будет важен для освоения письма).
Развивать внимание, память, воображение.
Ходить в колонне по одному со сменой темпа по сигналу.
Ходить в колонне по одному в чередовании с бегом
Ходить в колонне по одному с чередованием выполнения имитационных подвижных
движений «Мышка», «Медведь»
Ходить в колонне по одному с чередованием выполнения имитационных подвижных
движений «Петушок», «Котенок»
Бегать в колонне по одному между предметами
Бегать в колонне по одному по дорожке (ширина 40-50 см)
Бегать в колонне по одному с изменением темпа по сигналу.
Бегать по кругу, взявшись за руки.
Пройти по дорожке с перешагиванием через веревки на высоте 10-15 см
Выполнять медленное кружение в одну и противоположную сторону с платочком
Прыгать вверх с места, касаясь предмета, поднятого на 10-15 см выше поднятой руки
ребенка
Спрыгивать с высоты 10-15 см с помощью взрослого
Бросать предметы в горизонтальную цель, стоящую на полу двумя руками
(расстояние100-120 см)
Метать предметы на дальность правой и левой рукой (1,5-2 метра)
17

Обруч малый – 8 шт.
Мяч малый – 8 шт.

Картотека игр

Веревка (длина 2-3 метра) – 2
шт.
Веревка – 2-3 метра – 3 шт.
Платочки – 8 шт.
Муляж орешка – 1 шт.
Гимнастическая скамейка – 1
шт.
Горизонтальная цель (корзинка)
– 1 шт.
Шарики пластиковые – 20 шт.

Упражнение в ползании,
лазании
Подвижная игра
«Машины»
«Паровоз Букашка»
«Одуванчик»
«Поезд»
Подвижная игра с речевым
содержанием
«Еду-еду»
«Поезд»
«Конь»
«Птицы и автомобиль»
Игра малой подвижности
«Цветок»
«Беги к тому, что назову»
«У медведя во бору»
«Бусинки»
Итоговый мониторинг

Лазать по гимнастической стенка вверх и вниз удобным способом (на 2-4
перекладины)
Ползать на четвереньках в чередовании с ходьбой на четвереньках, опираясь на
стопы и ладони
Упражнять в беге в разных направлениях; закреплять умение действовать по сигналу.
Привлечь детей к здоровому образу жизни через спортивные развлечения.
Развивать координацию движения, умение бегать, не наталкиваясь друг на друга,
выполнять действия в соответствии с текстом стихотворения, действовать по сигналу.

Шведская стенка – 1 шт.

Развивать у детей речевую активность, слуховое внимание, упражнять их в умении
соотносить действия со словами, в правильном звукопроизношении.
Развивать знания детей о транспорте

Картотека игр

Развивать умение ходить по кругу, взявшись за руки, быстро бегать
Напомнить названия объектов транспорта, научить бегать «стайкой».
Развивать умение действовать по сигналу взрослого., ловкость, внимание.
Учить медленно передвигаться, повторять движения взрослого (не разрывая цепь)

Картотека игр
Цветок – 1 шт.
Машинка – 1 шт.
Лодочка – 1 шт.
Паровозик – 1 шт.
Маска медведя – 1 шт.
Наблюдение

Выявить итоговый уровень освоения программы воспитанниками

18

Картотека игр
Кольца – 8 шт.
Маски одуванчиков – 7 шт.

5. Календарный учебный график:
Месяц/Недели

Тема

Октябрь

Комплекс ОРУ

ОРУ

Домашние животные

1

Входящий
мониторинг
«Веселые котята»
(с ленточкой)
«Во дворе»
(без предметов)

2

3

4

1

Пальчико
вая
гимнасти
ка

Ходьба

1

1

2

3

4

1
1

«Собачки» (с
мешочком с песком)

3

Бег

4

1
1
*

1

«Поросята»
(без предметов)

2

1

2

3

4

1
1

1
I

Равновес
ие

1

2

3

Прыжки

4

1

2

3

4

1

1

1

2

3

Подвижна
я игра

1

1 2

2

3

4

1

1

1

4

1

2 3

4

1
*

1 2 3

1
*

1

4

1

1

1

Игра
малой
подвижн
ости

Речевая
игра

1

1

1

3

1

1

1

4

Упражне
ние в
ползании,
лазании

1

1

1
*

Упражне
ния
с мячом

1
*
1

1
*

1
1
*

1
*

Семья. Мама

Ноябрь

«Нам весело»
(с платочком)
«Здравствуйте!»
(без предметов)
«Все вместе»
(с мячом)
«Буль-буль-буль»
(без предметов)

1

1
1

1
1
*

1

1
1

I

1

1

1
1

1
*

1
1
1

1

1
1

1
1

19

1
*

1
1

1
1
*
1

1

1
1
*
1

1
*

1
1
*

1
*

Мои игрушки

Декабрь

«Веселые кубики»
(с кубиками)
«В гости к игрушкам»
(без предметов)

1

1
1

«Звонкие
погремушки»
(с погремушками)
«Матрешки»
(без предметов)

1
1
*

1

1
1

1

I

1

1

1
1

1
*

1

1
1

1

1

1

1
1
*

1

1

1
1
*

1

1

1

1
*
1

1
*

1

1
*

1
*

Зима. Новый
год

Январь

«Каникулы»
(с ленточками)
«Зимой»
(с платочком)

1

1
1

«Раз, два, три»
(без предметов)

1
1
*

1

I
1

1

1
I

1

1

1

1

1

I

1
1
*

1

1

1
1
*

1

1
*
1

1

Наши защитники

Февраль

«Поварята»
(с погремушками)
«Огуречик»
(без предметов)

1

1
1

«Чудесная корзина»
(с шишками)
«Посадим сад»
(без предметов)

1
1
*

1

1
1

1
I

1
1

1
1
*

1
1

1
1

1
1

1

1
1
*

1

1

1
1
*

1

1

1

1
*
1

1
*

1
1
*

1
*

Вместе с
мамой

Март

«Обед»
(с погремушкой)
«Пирог»
(без предметов)

1

1

1

1

1
*

1

1

1

1

1

1

20

1

1

1

1
*

1

1
*

1
*

«Колобок»
(с мячом)
«Репка»
(без предметов)

1

1
I

1
1
*

1
1

1

1

1

1

1

1

1
1
*

1
1
*

1
*

Весна. Птицы. Одежда

Апрель

«С юга птицы
прилетели»
(с флажком)
«Веселые птички»
(без предметов)

1

1

1

«Выходите на
прогулку»
(с кубиками)
«Ледоход»
(с деревянными
палочками)

1

1
*
1

1

1
1

I

1

1

1
1

1
*

1

1
1

1

1

1

1

1
*

1

1

1

1
*
1

1

1

1
*
1

1
*

1

1
*

1
*

Транспорт. Растения

Май

«Путешествие на
машине»
(с обручем)
«Подсолнух»
(без предметов)
«Встреча в лесу»
(с мячом)
«Человечки»
(без предметов)

1

1

1

1

1
*
1

1
1

I

Итоговый
мониторинг

1

1

1
1

1
*

1

1
1

1

1

1

1
1

1
*

1
1

1

1
*
1

1

1

1
*
1

1
*

1
1
*

Май

* - повтор предыдущего материала
Подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры с речевым содержанием и игры малой подвижности выбираются
педагогом самостоятельно из предложенных в п. 4 (Содержание учебного плана)

21

1
*

5. Мониторинг освоения воспитанниками программы дополнительного
образования «Топотушки – говорушки»
Мониторинг освоения воспитанниками дополнительной образовательной
программы «Топотушки - говорушки» для проведения сравнительного анализа
осуществляется 2 раза в год: на середину года (последняя неделя января) –
промежуточный) и окончание (май – итоговый) освоения программы и проводится
по двум образовательным областям: «Физическое развитие» и «Речевое развитие».
Мониторинг проводится в форме наблюдения за детьми в специально
организованной деятельности . Результат фиксируется в протоколах (приложение
№1, 2 (критерии по физическому развитию), приложение №3 (критерии по речевому
развитию) к настоящей программе) , которые хранится один год в методическом
кабинете.
Текущий контроль
Текущий контроль проводится на каждом занятии. Этот оценка качества усвоения
изученного материала на занятии каждым ребенком. Результат фиксируется в
«Журнале учета занятий» согласно критериям:
Критерии
Обозначение
Обучающийся полностью усвоил материал

П (полностью сформировано)

Обучающийся частично усвоил материал
Обучающийся не усвоил материал

Ч (частично)
Р (точка роста)

6. Условия реализации Программы

Занятия проводятся с октября по май, 1 раз в неделю. Длительность их
составляет 10 минут.
Структура занятия по физическому развитию для детей раннего дошкольного
возраста включает в себя три части: вводную, основную и заключительную.
Вводная часть:
цель - повысить эмоциональное состояние детей, активизировать их внимание,
подготовить организм к нагрузкам основной части;
включает в себя разные виды ходьбы и бега, построение, перестроения, несложные
игровые задания. Длительность 1-2 минуты.
Педагог должен обращать особое внимание на чередование упражнений в ходьбе
и беге: их однообразие утомляет детей, снижает качество упражнений, а также
может привести к нежелательным последствиям (нарушению осанки, уплощению
стопы и т. д.).
Основная часть:
цель - последовательное обучение, закрепление и совершенствование основных
видов движения; включает в себя гимнастические упражнения, направленные на
тренировку различных мышечных групп, совершенствование координационных
способностей.
Общеразвивающие упражнения направленно воздействуют на организм в
целом, на отдельные мышечные группы и суставы, а также способствуют
улучшению координации движений, ориентировке в пространстве, положительно
22

влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную функции организма. Важное
значение для правильного выполнения общеразвивающих упражнений имеет
исходное положение. Используют различные исходные положения: стоя, сидя, стоя
на коленях, лежа на спине и животе. Изменяя исходное положение, воспитатель
может усложнить или облегчить двигательную задачу. Общеразвивающие
упражнения с предметами
напоминают детям игры. Они с удовольствием играют с погремушкой, мячом,
флажком, куклой. В упражнениях с предметами используются также имитационные
упражнения («цыплята», «воробышки» и др.).
Длительность 6-8 минут.
Заключительная часть:
цель - обеспечить максимальное восстановление функций организма за достаточно
короткий промежуток времени; включает в себя игры и игровые упражнения малой
интенсивности упражнения в ходьбе, несложные игровые задания. Она
обеспечивает ребенку постепенный переход от возбужденного состояния к
относительно спокойному, дает возможность переключиться на другую
деятельность. Длительность 1-2 минуты.
Такое распределение материала соответствует возможностям детей третьего года
жизни и обеспечивает нарастание физической нагрузки в течение занятия и с
последующим снижением ее к концу.
Систематическое, постепенное и доступное повышение нагрузки благоприятно
влияет на общее развитие ребенка и способствует улучшению его двигательной
подготовленности. Прочность усвоения упражнений и основных
движений зависит от обязательного повторения пройденного (достаточное число
Повторение не должно быть механическим и однообразным, теряется интерес у
детей к двигательной деятельности. Поэтому на первом этапе обучения детей
третьего года жизни, повторяя материал, следует использовать различные пособия,
менять ситуацию, всячески поддерживая интерес детей, не изменяя характера
Изменение или дополнение содержания на каждом занятии дает наиболее
высокие результаты как в двигательной активности детей, так и в их двигательной
подготовленности, а также способствует рациональному использованию времени.
Основные движения нужно распределять с учетом трудности, постепенного
усложнения и необходимости повторения материала с разрывом в повторении не
более 2-3 занятий. Подвижную игру следует проводить в течение 2 занятий подряд
без изменений, а затем усложнить, создать варианты с тем, чтобы ребенок проявил
большую заинтересованность и внимание, преодолел некоторые затруднения.
Хорошие результаты дает также повторение одного и того же материала без
изменений (2 занятия подряд в течение недели).
Педагог в работе должен:
- учитывать возможности детей данной возрастной группы и уровень имеющегося
двигательного опыта;
- не заменять полностью все упражнения предыдущего занятия, а оставить 2-3
знакомых, которые дети слабо усвоили, требующих повторения (желательно
повторить те упражнения, которые доставляют детям удовольствие);
23

- давать подвижную игру после всех упражнений, которая должна быть закончена
спокойной ходьбой;
- подбирая упражнения, учитывать нагрузку на крупные группы мышц
(плечевого пояса, живота, спины, ног);
- обеспечить чередование нагрузки на все основные группы мышц;
- примерно половину упражнений проводить из исходного положения сидя, на
четвереньках, лежа на животе, спине, чтобы разгрузить мышцы спины и стопы ног;
- предусматривать постепенное нарастание нагрузки на организм ребенка и
снижение ее в конце занятия.
Хорошо продуманное занятие с использованием разнообразных методов
организации детей, соответствующих возможностям детей третьего года жизни,
способствует правильному усвоению материала и значительно увеличивает
моторную и общую плотность занятия.
На занятиях в первой младшей группе предусмотрены: ходьба, бег, ползание и
лазанье, метание и катание, прыжки, сюжетные подвижные игры с простыми
правилами, игровые и обще-развивающие упражнения (с предметами и
подражательные). Для этого создаются условия, при которых ребенок третьего года
жизни обучается действовать в коллективе.
Дети в таком возрасте стремятся быть вблизи взрослого, прислушиваются к его
ласковой речи, с удовольствием выполняют посильные задания и поручения. Но они
еще не способны самостоятельно занять нужное место для выполнения
определенного движения, поэтому во время занятий построения и перестроения
используются наиболее простые, с применением различных ориентиров. Наиболее
удобно и приемлемо для выполнения общеразвивающих упражнений и подвижных
игр свободное построение. Для ориентиров могут быть использованы
разнообразные пособия: веревки, обручи, гимнастическая скамейка, ковровая
дорожка и т. д.
Все построения и перестроения проводятся с помощью воспитателя. Перед
выполнением общеразвивающих упражнений он приучает детей вставать на коврик
(так, чтобы не мешать друг другу); перед броском - вдоль веревки, скамейки и т. п.,
помогая малышам найти свободное место, построиться парами или в круг (кто с кем
хочет). Круг можно образовать, если малыши встанут в шеренгу, держась за руки, а
воспитатель, взяв за руки первого и последнего, замкнет круг; или дети становятся
вокруг стула (куба) лицом к нему, берутся за руки и вместе с воспитателем
образуют круг.
В начале года на занятиях малыши ходят и бегают гурьбой, врассыпную за
взрослыми (вокруг ковра), но постепенно они осваивают ходьбу и бег колонной
друг за другом, выстраиваясь при этом не по росту, а произвольно. Чтобы научить
детей для выполнения общеразвивающих упражнений при построении (в круг,
шеренгу) соблюдать достаточное расстояние друг от друга, следует ориентировать
их на предварительно расставленные маленькие обручи, погремушки, кубики и т.п.
так, чтобы каждый был рядом с предметом.
Воспитатель кратко объясняет и показывает упражнение всей группе, затем
одновременно с показом повторяет задание, при этом все выполняют движение
вместе с ним, а взрослый, уделяя внимание каждому, подбадривает малышей.
24

Следует учитывать психофизиологические особенности детей третьего года
жизни: повышенную возбудимость, неустойчивость эмоционального состояния,
большую подвижность, быструю утомляемость от однообразных движений,
неспособность без перерыва ходить, бегать, долго ждать сигнала в играх и т. д.
Воспитатель не оставляет без внимания малоподвижных, слабых, застенчивых
детей, а также отстающих в физическом развитии, так как им больше всех требуется
помощь.
Малыши со слабым физическим развитием, двигательной подготовленностью,
как правило, боязливы, пассивны и выполняют упражнения вяло. Однако, если
задание заинтересовывает, у них появляется желание заниматься, при этом качество
движений резко меняется.
В начале года новички, не уверенные в своих силах, часто отказываются
выполнить действие, но, даже не принимая непосредственного участия, проявляют
интерес и любознательность. Как правило, эти дети быстро переходят в активную
деятельность при повторении знакомых им упражнений, игр, особенно если
взрослый постоянно обращается к ребенку, поощряя и помогая ему.
Воспитатель использует все возможности, чтобы занятия приносили
наибольшую пользу. Высокая эффективность физической' нагрузки достигается при
правильном чередовании движений и отдыха, который может быть активным и
пассивным.
На занятиях по физической культуре в первой младшей группе в основном
применяется поточный и подгрупповой методы организации детей, т. е.
поочередное и подгрупповое выполнение задания, и только по необходимости
применяется индивидуальный метод. В этом процессе необходим активный отдых,
во время которого в работу включаются мышцы, не принимавшие участия в
предыдущем упражнении, т. е. происходит смена мышечной нагрузки (одно
движение следует за другим). Например, в основной части занятия после ходьбы по
гимнастической скамейке или метания проводится подвижная игра с бегом и т.п.
Активный отдых увеличивает полезное время занятия, т. е. моторную плотность,
сокращая паузы между отдельными видами движений.
Если застенчивый ребенок отказывается выполнить задание, взрослый
предлагает то же задание другому, более активному ребенку. Это помогает
малышу преодолеть робость.
Во второй половине учебного года, особенно при повторении пройденного
материала, дети становятся более уверенными и самостоятельными. Движения
ребенок осваивает скорее, с большим удовольствием, если умело используется
крупный инвентарь и различные игровые приемы, основанные на подражании и
непременном участии взрослых. Все это помогает развитию способности быстро
реагировать на новые условия.
7. Материально – техническое обеспечение:
№
Наименование
п/п
Погремушка
1.
Кубики малые (ребро 5 см)
2.
Бубен
3.
25

Количество
(шт.)
8
16
1

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Лента (3 метра)

2

Мяч большой (200-250мм)
Доска (ширина 30 см, дина 2-3 метра)

8
1

Игрушка Медведь

1

Игрушка Петрушка
Игрушка Лошадка

1
1

Игрушка Кукла

2

Игрушка Зайка
Игрушка Волчок

1
1

Игрушка Самолет

1

Игрушка Паровозик

1

Мяч малый(100-120 мм)

16

Платочек

16

Муляж Орешки

10

Колокольчик
Мягкое бревно (длина 2 м., высота -20-25 см)

1
1

Гимнастическая скамейка

1

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
37.

Гимнастическая палка (40 см)
Маски животных (животные, бабка, дед, цветов)

8
15

Игрушка Курочка
Кегли
Веревка (2-3 метра)

1
10
3

Ленточка с кольцом
Мешочки с песком (100-120 гр)
Гимнастическая скамейка (1,5-2 м)

16
16
1

Шарики ватные
Корзина для шариков
Флажок

15
1
16

Корзина для метания

1

Шарик пластиковый
Доска с зацепами
Обруч малый

20
1
10

Картотека игр (пальчиковых, подвижных, с речевым содержанием)

1

8. Программа воспитания
Программы воспитания.
Цели и задачи воспитания.
Цель воспитания в ДОО – личностное развитие каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на
основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
– формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях
российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
26

– формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, самому себе;
– становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Задачи воспитания в ДОО:
– содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
– способствовать становлению нравственности, основанной на духовных
отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно
своей совести;
– создавать условия для развития и реализации личностного потенциала
ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию,
самовоспитанию;
– осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством
проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания
воспитывающих общностей;
– формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей
здорового и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности
и ответственности, активной жизненной позиции;
– поддержка традиций дошкольного учреждения в проведении социально
значимых образовательных и досуговых мероприятий.
Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам).
Направления
воспитания

Ценности

Целевые ориентиры

Патриотическое
Родина, природа

Родина, природа

Духовнонравственное

Жизнь, милосердие,
добро

Проявляющий привязанность к близким людям,
бережное отношение к живому
Способный понять и принять, что такое «хорошо» и
«плохо». Проявляющий сочувствие, доброту.

Социальное

Человек, семья, дружба,
сотрудничество

Познавательное

Познание

Физическое и
оздоровительное

Здоровье, жизнь

Трудовое

Труд

Испытывающий чувство удовольствия в случае
одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со
стороны взрослых. Проявляющий интерес к другим
детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!». Способный к
самостоятельным (свободным) активным действиям в
общении.
Проявляющий интерес к окружающему миру.
Любознательный, активный в поведении и деятельности.
Понимающий ценность жизни и здоровья, владеющий
основными способами укрепления здоровья - физическая
культура, закаливание, утренняя гимнастика, личная
гигиена, безопасное поведение и другое; стремящийся к
сбережению и укреплению собственного здоровья и
здоровья окружающих. Проявляющий интерес к
физическим упражнениям и подвижным играм,
стремление к личной и командной победе, нравственные
и волевые качества.
Поддерживающий элемента
27

Эстетическое

Культура и красота

рный порядок в окружающей обстановке. Стремящийся
помогать старшим в доступных трудовых действиях.
Стремящийся к результативности, самостоятельности,
ответственности в самообслуживании, в быту, в игровой
и других видах деятельности (конструирование, лепка,
художественный труд, детский дизайн и другое).
Проявляющий эмоциональную отзывчивость на красоту
в окружающем мире и искусстве. Способный к
творческой деятельности (изобразительной,
декоративно- оформительской, музыкальной, словесноречевой, театрализованной и другое).

9. План воспитательной работы
Направления
воспитания
Патриотическое

Тематика мероприятия

Сроки проведения

День защитника Отечества

23 февраля

Младший

Духовнонравственное
Социальное

День защиты животных

4 октября

Младший

Международный
женский 8 марта
день
День матери в России
Последнее
ноября
Физическое
и Всемирный день здоровья
7 апреля
оздоровительное
Эстетическое
Новый год (зима)
31 декабря

28

Возраст

Младший
воскресенье

Младший
Младший
Младший

Приложение №1
к программе дополнительного образования
«Топотушки – говорушки»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27»
(МБДОУ «Детский сад № 27»)
ПРОТОКОЛ № 1 от «

»

г.

Итоговый показатель (среднее значение)

Я

Бросать правой и левой рукой малый
мяч в вертикально расположенную цель,
находящуюся на полу (расстояние 60100 см)

Я

Бросать мяч двумя руками из-за головы
вдаль

Я

Бросать мяч двумя руками от груди

Я

Влезать на шведскую стенку и спускаться
любым способом (2-4 ступеньки)

Я

Ползать на четвереньках по полу между
линиями (длина 3-4 м)

Я

Ходить на четвереньках по гимн.
скамейке

Подлезает под веревку (высота 30-40см)

Я

Перешагивает через препятствие (высота –
25-30 см)

Я

Ходит по наклонной доске (ширина-15-20
см, наклон – 25-30 см)

Ходит по кругу

ФИО
ребенка

Ходит по дорожке, выложенной на полу

Промежуточного мониторинга по образовательной области «Физическое развитие» по программе
дополнительного образования «Топотушки - говорушки»» (для детей 2-3 лет)
Форма проведения: наблюдение
Педагогический работник, реализующий программу дополнительного образования:
_______________________________________________________
ФИО

Я

Я

Я

Я

Итоговый
показатель
по группе
(среднее
значение)
Выводы на январь
Обозначения, которые используются при оценке критериев в протоколах:
У воспитанника полностью сформированы возможные достижения
П (полностью
сформировано)
У воспитанника частично сформированы возможные достижения
Ч (частично)
У воспитанника полностью не сформированы возможные
Р (точка роста)
достижения
Педагогический работник, реализующий дополнительную общеобразовательную программу:
__________________/_______________
29

Приложение №2
к программе дополнительного образования
«Топотушки – говорушки»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27»
(МБДОУ «Детский сад № 27»)
ПРОТОКОЛ № 1 от «

»

г.

Итогового мониторинга по образовательной области «Физическое развитие» по программе
дополнительного образования «Топотушки - говорушки»» (для детей 2-3 лет)

Я

Я

Итоговый
показатель
по группе
(среднее
значение)
Выводы на май
Обозначения, которые используются при оценке критериев в протоколах:
У воспитанника полностью сформированы возможные достижения П (полностью
сформировано)
У воспитанника частично сформированы возможные достижения
Ч (частично)
У воспитанника полностью не сформированы возможные
Р (точка роста)
достижения
Педагогический работник, реализующий дополнительную общеобразовательную
программу:__________________/_______________
30

Итоговый показатель (среднее значение)

Я

Прыгать с места на двух ногах, как
можно дальше

Я

Подпрыгивать на двух ногах на месте и
с небольшим продвижением

Я

Бросать мяч вперед двумя руками снизу

Я

Бросать мяч в цель, находящ. на уровне
глаз ребенка (60-100 см)

Я

Бросать мяч в цель, находящ. на полу

Я

Бросать, катать мяч взрослому, ловить
брошенный мяч

Я

Влезать на шведскую стенку и спускаться
любым способом (2-4 ступеньки)

Я

Ходит на четвереньках по гимн.
Скамейке (высота 20 см)

Бегает непрерывно 30-34 с

Я

Подлезает под веревку (выс.25-30 см)

Медленно кружится на месте

Я

Ходит между линиями, , по гимн.
скамейке, доске (ширина 12 см)

Я

Ходит по извилистому шнуру

Ускоряет ходьбу, переходит на бег и
наоборот

ФИО
ребенка

Ходит по кругу, делает шаги вбок, назад

Форма проведения: наблюдение
Педагогический работник, реализующий программу дополнительного образования:
_______________________________________________________
ФИО

Я

Приложение №3
к программе дополнительного образования
«Топотушки – говорушки»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27»
(МБДОУ «Детский сад № 27»)
ПРОТОКОЛ № 1 от «

»

г.

мониторинга по образовательной области «Речевое развитие» по программе дополнительного
образования «Топотушки - говорушки»» (для детей 2-3 лет)

Я

М

Я

М

Я

М

Я

Итоговый показатель (среднее
значение)

Отвечает на простейшие вопросы
«Кто?», «Что?», «Что делает?»

Сопровождает речью игровые
действия

По просьбе взрослого проговаривает
слова и небольшие фразы

ФИО ребенка

Может издавать подражательные
звуки (как гавкает собачка, мычит
корова и пр.)

Форма проведения: наблюдение
Педагогический работник, реализующий программу дополнительного образования:
_______________________________________________________
ФИО

М

Я

М

Итоговый
показатель по
группе (среднее
значение)
Выводы на январь
Выводы на май
Обозначения, которые используются при оценке критериев в протоколах:
У воспитанника полностью сформированы возможные
П (полностью сформировано)
достижения
У воспитанника частично сформированы возможные
Ч (частично)
достижения
У воспитанника полностью не сформированы возможные
Р (точка роста)
достижения
Педагогический работник, реализующий дополнительную общеобразовательную
программу:__________________/______________
31

10. Список литературы
1. Ю.А.Кириллова «Физическое развитие детей раннего дошкольного возраста с
расстройствами речевого развития» - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2021 – 128 с.
2. Э.Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет»М.;МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.-144 с.

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».