1
Содержание:
1.
Пояснительная записка
3
2.
Организационно-педагогические условия реализации
дополнительной общеобразовательной программы
4
3.
Материально-техническое обеспечение
5
4.
Текущий контроль
6
5.
Формы промежуточной аттестации
6
6.
Учебный план
7
7.
Календарный учебный график
8
8.
Рабочая программа
10
9.
Программа воспитания
12
10.
План воспитательной работы
14
11
Оценочные и методические материалы
15
12.
Список литературы
17
2
1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Фитбол-детям» разработана в соответствии со
следующими нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2022 № 568-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании
утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона „О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере “;
Указ
Президента
Российской
Федерации
от
21.07.2020
№
474
"О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей";
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-Р «Стратегия развития воспитания
в России на период до 2025 года»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. N 467
"Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (с изменениями и дополнениями от 02.02.2021 г и 21.04.2023 г.);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам”;
- Приказ Минтруда РФ от 22.09.2021 N 652Н. "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»;
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 г. «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания";
- Положение об оказании платных дополнительных образовательных
услуг МБДОУ
«Детский сад № 27» от 29.08.2023
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков
и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные
органы и системы. В этом возрасте интенсивно созревает мозжечок, подкорковые образования, кора, улучшается способность к анализу движений сверстников. Именно этим требова-
3
ниям отвечает методика работы с фитбол -мячами. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий.
Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах. Фитбол-гимнастика
способствует (Казанская А. В., Пикалева Е. Ю., 2001):
Развитию двигательных качеств;
Обучению основным двигательным действиям;
Развитию и совершенствованию координации движений и равновесия;
Укреплению мышечного корсета, созданию навыков правильной осанки;
Улучшению функционированию сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
Нормализации работы нервной системы, стимуляции нервно-психического
развития;
Улучшению кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов,
устранению венозного застоя;
Улучшению коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;
Стимуляции развития анализаторных систем, проприорцептивной чувствительности
(позволяющая человеку ощущать положения и движения конечностей)
Цель: освоение простейших элементов фитбол – гимнастики.
Задачи:
Оздоровительные
Укреплять мышечный корсет, формировать правильную осанку
Развивать координацию движений и равновесие
Обучающие
Создавать представление о форме и физических свойствах фитбола, формировать
«чувство мяча»;
Учить правильной посадке на неподвижном мяче;
Разучивать динамические упражнения на фитболе в исходных положениях сидя и
лежа на мяче;
Осуществлять страховку, вырабатывать навыки самостраховки;
Обучать прыжкам сидя на фитболе;
Воспитательные
Формировать устойчивый интерес к двигательной деятельности;
Воспитывать нравственно волевые качества
2. Организационно-педагогические условия реализации Программы
Занятия проводятся с октября по май, 2 раза в неделю. Длительность их составляет 15
минут. Занятия проводятся фронтально.
Для них характерна традиционная трехчастная структура, объединяющая вводную,
основную и заключительную части. Каждая часть решает определенные задачи, в
соответствии с которыми подбираются и чередуется упражнения, продумывается
методика их проведения.
4
Вводная часть направлена на повышение эмоционального настроя детей, активизацию их
внимания и постепенную подготовку организма к более интенсивной работе. В этой части
занятия необходимо заинтересовать воспитанников, сосредоточить их внимание, дать
первоначальную нагрузку. В основной части занятия реализуются задачи обучения и
закрепления двигательных умений и навыков, воспитания физических качеств, обогащение
двигательного опыта детей. Заключительная часть занятия обеспечивает постепенное
снижение эмоциональной и физической нагрузки.
Занятия с элементами фитбол-гимнастики отличаются от традиционных физкультурных
спецификой применения ее средств.
В этой связи выделяются следующие варианты проведения физкультурных занятий с элементами
фитбол-гимнастики.
1-й вариант – с включением средств фитбол-гимнастики в вводную и основную части занятия.
2 – вариант – с включением средств фитбол –гимнастики в основную часть занятия или в основную
и заключительную.
3-й вариант – с включением средств фитбол-гимнастики в содержание всех трех частей занятия.
При подготовке к занятиям тщательно продумываются способы организации детей (фронтальный,
поточный, реже индивидуальный) в зависимости от решаемых задач, возраста и уровня
физической подготовленности. Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии
1-1,5 м друг от друга и от выступающих предметов в зале. Темп и продолжительность
упражнений индивидуальны.
3. Материально – техническое обеспечение:
№
п/п
1.
Наименование
Количество
Фитбол d 40- 45 см
по количеству детей
2.
Гимнастическая лента
2 шт
3.
Скамейки
3шт
4.
Кегли
6 шт
5.
Обручи
по количеству детей
6.
Кубики
по количеству детей
7.
Массажные мячики
по количеству детей
8.
Конусы
5 шт.
9.
Тоннель
1-2 шт.
10.
Гимнастические маты
по количеству детей
11.
Музыкальная колонка
1 шт.
5
4.Текущий контроль
Текущий контроль проводится на каждом занятии. Этот оценка качества усвоения
изученного материала на занятии каждым ребенком. Результат фиксируется в «Журнале
учета занятий» согласно критериям:
Критерии
Обозначение
Обучающийся полностью усвоил материал
П
Обучающийся частично усвоил материал
Обучающийся не усвоил материал
Ч
Р
5. Формы промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация – это оценка качества освоения обучающимися
дополнительной образовательной программы.
Промежуточная аттестация освоения обучающимися дополнительной образовательной
программы «Фитбол-детям» проводится 2 раза в год по итогам завершения каждого
модуля.
Аттестация проводится в форме наблюдения за выполнением задания. Результат
фиксируется в протоколе, который хранится один год в методическом кабинете.
6
6.Учебный план:
Месяц
Модуль 1
Октябрьянварь
№
п/п
Виды, формы деятельности
Количество
академических часов
за учебный год
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
«Это что за чудо-мяч?»
«В гости к мячикам большим»
«Веселые мячики»
«Мячик гуляет»
«Прокати и не задень»
«Воробышки играют»
«В гости к мишке»
«Мишка играет»
«На прогулку»
«Мы гуляем и играем»
«Паровозик»
«В гости к ели»
«Зайчата»
«Мишка – шалунишка»
«Веселые мышата»
2ч
2ч
2ч
2 ч
2ч
2 ч.
2 ч.
2ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
16.
«Мяч –опора»
2ч
17.
«Мяч –качалка»
2 ч.
Модуль 2
Февраль-май
18. «Мяч, который скачет»
19. «Зайчики»
20. Ушастый нянь»
21. «Вместе с мячиком»
22. «Бусины»
23. «Подарок маме»
24. «В траве сидел кузнечик»
25. «Веселый мяч»
26. Вместе с мячом»
27. «В гостях»
28. «Удивительный мяч»
29. «Игра с мячом»
30. Мой веселый мяч»
31. «Вот, что мы умеем»
Итого (академических часов):
Длительность одного занятия
Количество занятий в неделю / объем учебной нагрузки (мин.)
2 ч.
2 ч.
2ч
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
62 ч
15 минут
2/30 минут
7
7. Календарный учебный график
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Тема
I
«Это что за чудо-мяч?»
«В гости к мячикам большим»
«Веселые мячики»
«Мячик гуляет»
«Прокати и не задень»
«Воробышки играют»
«В гости к мишке»
«Мишка играет»
«На прогулку»
«Мы гуляем и играем»
«Паровозик»
«В гости к ели»
«Зайчата»
«Мишка – шалунишка»
«Веселые мышата»
2
Модуль 1
октябрь
II III
IV
I
II
ноябрь
III
IV
I
декабрь
II III
IV
I
II
январь
III
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Модуль 2
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
«Мяч –опора»
«Мяч –качалка»
«Мяч, который скачет»
«Зайчики»
Ушастый нянь»
«Вместе с мячиком»
«Бусины»
«Подарок маме»
I
2
февраль
II III
IV
I
март
II III
IV
I
апрель
II III
IV
I
май
II III
IV
2
2
2
2
2
2
2
8
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
«В траве сидел кузнечик»
«Веселый мяч»
Вместе с мячом»
«В гостях»
«Удивительный мяч»
«Игра с мячом»
Мой веселый мяч»
«Вот, что мы умеем»
2
2
2
2
2
2
2
2
9
8. Рабочая программа
Месяц
Тема
«Это что за чудо-мяч?»
Октябрь
«В гости к мячикам большим»
«Веселые мячики»
«Мячик гуляет»
«Прокати и не задень»
«Воробышки играют»
Ноябрь
«В гости к мишке»
«Мишка играет»
«На прогулку»
«Мы гуляем и играем»
Декабрь
«Паровозик»
«В гости к ели»
Задачи
Материалы
Фитболы по
Познакомить с физическими
количеству
свойствами фитбола
детей,
(упругость, масса, форма шара шнуры,
и др.)
гимнастическ
Подготовить к обучению
ая скамейка,
разнообразным по своим
обручи,
техническим особенностям
конусы,
гимнастическим упражнениям
массажные
и подвижным играм с мячом
мячики
Продолжать знакомить с
физическими свойства
фитбола»
Учить правильной посадке на
неподвижном мяче
Учить принимать и сохранять
оптимальное положение всех
звеньев тела в исходном
положении , сидя на
неподвижном фитболе(центр
тяжести ребенка совпадает с
центром тяжести мяча, спина
прямая , ноги врозь, стопы
параллельно прижаты к полу.
Осуществлять страховку,
вырабатывать навыки
самостраховки
Фитболы по
количеству
детей, кегли,
обручи,
кубики,
массажные
мячики
Продолжать знакомить с
физическими свойства
фитбола»
Учить правильной посадке на
неподвижном мяче
Учить принимать и сохранять
оптимальное положение всех
звеньев тела в исходном
положении , сидя на
неподвижном фитболе(центр
тяжести ребенка совпадает с
центром тяжести мяча, спина
прямая , ноги врозь, стопы
параллельно прижаты к полу.
Осуществлять страховку,
вырабатывать навыки
самостраховки
Фитболы по
количеству
детей,
шнуры,
скамейки,
обручи,
конусы,
массажные
мячики
10
«Зайчата»
Январь
«Мишка –шалунишка»
«Веселые мышата»
«Мяч –опора»
«Мяч –качалка»
Февраль
«Мяч, который скачет»
«Зайчики»
«Ушастый нянь»
«Вместе с мячиком»
Март
«Бусины»
«Подарок маме»
Учить принимать и сохранять
оптимальное положение всех
звеньев тела в исходном
положении , сидя на
неподвижном фитболе (центр
тяжести ребенка совпадает с
центром тяжести мяча, спина
прямая , ноги врозь, стопы
параллельно прижаты к полу.
Разучивать динамические
упражнения на фитболе в
исходных положениях сидя и
лежа на мяче
Осуществлять страховку,
вырабатывать навыки
самостраховки
Фитболы по
количеству
детей, кегли,
обручи,
кубики,
массажные
мячики
Упражнять в посадке на
неподвижном фитболе,
сохраняя правильную осанку
и не отрывая ног от пола.
Разучивать динамические
упражнения на фитболе в
исходных положениях сидя и
лежа на мяче
самостраховки
Обучать прыжкам сидя на
фитболе, умению удерживать
динамическое равновесие во
всех фазах прыжка
(отталкивание, полете,
приземлении)
Учить отталкиваться тазом от
фитбола, а не ногами от пола
Осуществлять страховку,
вырабатывать навыки
самостраховки
Фитболы по
количеству
детей, обручи,
разноцветные
кольца,
тоннель,
гимнастическ
ая скамейка,
массажные
мячики
Разучивать динамические
упражнения на фитболе в
исходных положениях сидя и
лежа на мяче
Обучать прыжкам сидя на
фитболе, умению удерживать
динамическое равновесие во
всех фазах прыжка
(отталкивание, полете,
приземлении)
Осуществлять страховку,
вырабатывать навыки
самостраховки
Фитболы по
количеству
детей, кубики,
обручи,
кубики,
массажные
мячики
11
«В траве сидел кузнечик»
Апрель
«Веселый мяч»
«Вместе с мячом»
«В гостях»
«Удивительный мяч»
Май
«Игра с мячом»
«Мой веселый мяч»
«Вот, что мы умеем»
Продолжать обучать прыжкам
сидя на фитболе, умению
удерживать динамическое
равновесие во всех фазах
прыжка (отталкивание,
полете, приземлении)
Осуществлять страховку,
вырабатывать навыки
самостраховки
Продолжать обучать прыжкам
сидя на фитболе, умению
удерживать динамическое
равновесие во всех фазах
прыжка (отталкивание,
полете, приземлении)
Осуществлять страховку,
вырабатывать навыки
самостраховки
9. Программы воспитания.
Цели и задачи воспитания.
Цель воспитания в ДОО – личностное развитие каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе
традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
– формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях
российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
– формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, самому себе;
– становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Задачи воспитания в ДОО:
– содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
– способствовать становлению нравственности, основанной на духовных
отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно
своей совести;
– создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его
готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
– осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством
проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания
воспитывающих общностей;
– формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей
здорового и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и
ответственности, активной жизненной позиции;
12
– поддержка традиций дошкольного учреждения в проведении социально значимых
образовательных и досуговых мероприятий.
Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы.
Направления
воспитания
Патриотическое
Родина, природа
Духовнонравственное
Социальное
Познавательное
Физическое и
оздоровительное
Ценности
Целевые ориентиры
Родина, природа
Любящий свою малую родину и имеющий
представление о своей стране - России,
испытывающий чувство привязанности к
родному дому, семье, близким людям.
Жизнь,
Различающий основные проявления добра и
милосердие, добро зла, принимающий и уважающий
традиционные ценности, ценности семьи и
общества, правдивый, искренний, способный
к сочувствию и заботе, к нравственному
поступку. Способный не оставаться
равнодушным к чужому горю, проявлять
заботу; Самостоятельно различающий
основные отрицательные и положительные
человеческие качества, иногда прибегая к
помощи взрослого в ситуациях морального
выбора.
Человек, семья,
Проявляющий ответственность за свои
дружба,
действия и поведение; принимающий и
сотрудничество
уважающий различия между людьми.
Владеющий основами речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный,
умеющий слушать и слышать собеседника,
способный взаимодействовать со взрослыми
и сверстниками на основе общих интересов и
дел.
Познание
Любознательный, наблюдательный,
испытывающий потребность в
самовыражении, в том числе творческом.
Проявляющий активность,
самостоятельность, инициативу в
познавательной, игровой, коммуникативной и
продуктивных видах деятельности и в
самообслуживании. Обладающий первичной
картиной мира на основе традиционных
ценностей.
Здоровье, жизнь
Понимающий ценность жизни, владеющий
основными способами укрепления здоровья занятия физической культурой, закаливание,
утренняя гимнастика, соблюдение личной
гигиены и безопасного поведения и другое;
стремящийся к сбережению и укреплению
собственного здоровья и здоровья
окружающих. Проявляющий интерес к
физическим упражнениям и подвижным
играм, стремление к личной и командной
победе, нравственные и волевые качества.
13
Трудовое
Труд
Эстетическое
Культура и
красота
Демонстрирующий потребность в
двигательной деятельности. Имеющий
представление о некоторых видах спорта и
активного отдыха.
Понимающий ценность труда в семье и в
обществе на основе уважения к людям труда,
результатам их деятельности. Проявляющий
трудолюбие при выполнении поручений и в
самостоятельной деятельности.
Способный воспринимать и чувствовать
прекрасное в быту, природе, поступках,
искусстве. Стремящийся к отображению
прекрасного в продуктивных видах
деятельности.
10. План воспитательной работы
Событийные мероприятия планируются на основе традиционных ценностей
российского общества, Указа Президента РФ о теме предстоящего календарного года и
событий в РФ, календаря образовательных событий, календаря профессиональных
праздников.
Направления
воспитания
Патриотическое
Тематика мероприятия
День защитника Отечества
Сроки
проведения
23 февраля
Духовнонравственное
День защиты детей
1 июня
Социальное
Международный женский день
8 марта
Познавательное
День Государственного флага Российской 22 августа
Федерации
Физическое
и Всемирный день здоровья
оздоровительное
Трудовое
День воспитателя
работников
Эстетическое
Новый год
и
7 апреля
всех
дошкольных 27 сентября
31 декабря
14
11. Оценочные и методические материалы:
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год по итогам завершения каждого
модуля.
Обозначения
Критерии
П
Уверенно самостоятельно выполняет движения на фитболе. Сохраняет
равновесие. Выполняет указания инструктора. Легко реагирует на
сигналы. Стремиться к ведущей роли в подвижных играх.
Ч
С помощью воспитателя выполняет движения уверенно. Действует по
указанию инструктора в общем темпе. Выполняет правила в подвижных
играх. Может сохранять равновесие, выполняя упражнения на фитболе
Упражнения с фитболом выполняет с напряжением. Координация
движений низкая. Равновесие на фитболе не сохраняется. Медленный
темп выполнения. В подвижных играх охотно участвует.
Нуждается в дополнительной индивидуальной работе.
Р
Обработка результатов промежуточной аттестации:
П - Программа освоена в полном объёме.
Ч - Программа частично освоена
Р - Освоение программы находится на стадии формирования
15
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
№ 27» (МБДОУ «Детский сад № 27»)
ПРОТОКОЛ № 1
промежуточной аттестации по завершению Модуля 1
программы дополнительного образования «Фитбол - гимнастика» (для детей 3- 4лет)
Форма проведения: наблюдение
Педагогический работник, реализующий программу дополнительного образования:
_______________________________________________________
Упражнения с фитболом выполняет с напряжением.
Координация движений низкая. Равновесие
на фитболе не сохраняется. Медленный
темп выполнения. В подвижных играх охотно
участвует. Нуждается в дополнительной
индивидуальной работе. (Р)
С помощью воспитателя выполняет движения
уверенно. Действует по указанию инструктора в
общем темпе. Выполняет правила в подвижных
играх. Может сохранять равновесие, выполняя
упражнения на фитболе (Ч)
ФИО ребенка
Уверенно самостоятельно выполняет движения на
фитболе. Сохраняет равновесие. Выполняет
указания инструктора. Легко реагирует на
сигналы. Стремиться к ведущей роли в
подвижных играх. (П)
ФИО
Всего:
Дата проведения промежуточной аттестации: «____» _________________ г.
Педагогический работник, реализующий дополнительную общеобразовательную
программу:
_____________________________________________________________________
16
Методическое обеспечение:
1. Власенко Н.Э. «Фитбол- гимнастикав физическом воспитании детей дошкольного
возраста (теория, методика, практика). СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2018. -112 с.
2. Власенко Н.Э. Физическое воспитание и оздоровление дошкольников средствами
фитбол –гимнастики //Европейский туризм: тенденции развития:сборник научных
статей /под науч. ред. Т.А. Лопатик. – Минск: Бест-принт, 2012. – С. 80-85.
3. Власенко Н.Э. Фитнес для дошкольников . – Мозырь: Содействие, 2008.- 120 с.
17