Программа дополнительного образования Линейная графика для детей 5-6- лет

1

Содержание:
1.

Пояснительная записка

3

2.

Организационно-педагогические условия реализации
дополнительной общеобразовательной программы

7

3.
4.
5.
6.
7.
8.

Материально-техническое обеспечение
Текущий контроль
Формы промежуточной аттестации
Учебный план
Календарный учебный график
Рабочая программа

8
9
9
10
12
18

9.

Программа воспитания

35

10.

План воспитательной работы

38

11.
12.

Оценочные и методические материалы
Методическое обеспечение

39
42

2

1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Линейная графика» разработана в
соответствии со следующими нормативными документами:
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р., от 15.05.2023г.
№1230-р.);
- Распоряжение Правительства от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания
Российской Федерации на период до 2025 года;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. N 467 "Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей"(с
изменениями от 02.02.2021г. №38, от 21.04.2023г № 302)
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018
г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания (Зарегистрировано в Минюсте
России 29 января 2021 г. N 62296);
- Положение об оказание бесплатных дополнительных образовательных
МБДОУ «Детский сад № 27» от 29.08.2023

услугах

Направленность программы – художественная.
3

Технология развития линейно-графических навыков у детей старшего дошкольного
возраста на гармоничное разностороннее развитие ребенка через разнообразную
художественно-изобразительную деятельность, сообразную с его психофизиологическими
возможностями и возрастными потребностями.
Целями данной педагогической технологии являются укрепление у детей психомоторных
связей «рука-мозг- рука» на базе развития тонкой моторики кисти руки и выработка
необходимого для письма оптимального двигательного стереотипа, а также
интеллектуальное становление ребенка через активизацию чувственного конкретнообразного и формирование понятийного абстрактно-логического и абстрактно –
вербального мышления.
Задачи:

1

2

№
п/п

Наименование раздела
Знакомство с линией

Ориентация в микропространстве
листа

Задачи
Формирование образных представлений о
разных видах линий;
-развитие кинестетической и кинетической
основ движения в процессе работы
разнообразными графическими материалами
при изображении разнохарактерных линий;
-формирования навыка правильного положения
кисти руки при рисовании;
-формирование навыка произвольной
регуляции силы нажима на материал в процессе
выполнения тонко дифференцированных
движений;
-формирование навыков произвольного
изменения размаха движения, произвольного
ускорения и замедления темпа движений,
ритмичного повторения однородных движений,
произвольного движения в нужной точке;
-формирование умения регулировать движение
в соответствии с задачами изображения,
подчинять движение соизмерению
повторяющихся элементов по длине и по
величине.
Формирование навыков пространственных
ориентаций в микропространстве листа по
клеткам;
-формирование образных представлений о
таких пространственных ориентиров, как
«Верх-низ». «влево-вправо», центр, верхний
правый(левый)угол;
-развитие зрительно-пространственных
ориентаций в микропространстве листа в
процессе деления бумаги на части
складыванием для получения опорных линий;
-развитие навыков графических движений в
процессе сложного линейного рисования с
4

3.

Знакомство с ритмичными
орнаментально-графическими
композициями

4.

Зеркально(симметрическое)
рисование

5.

Формирование абстрактнологических представлений

опорной на линии сгиба;
-формирование навыка выстраивания алгоритма
последовательных действий в процессе
линейного рисования
Знакомство с различными видами
орнаментальных композиций: линейными,
геометрическими, цветочными,
пиктографическими;
-развитие навыков графических движений в
процессе создания ритмических линейнографических орнаментальных композиций;
-развитие чувства ритма при работе с
орнаментальными композициями, знакомство с
понятием «раппорт»;
-формирование механизмов сенсомоторного
восприятия при анализе и последующем
графическом изображении орнаментальных
композиций;
-развитие абстрактно-логического мышления
при составлении орнаментальных композиций,
восстановления целостного ряда элементов и их
последовательности
Формирование представлений о симметрии и
асимметрии, развитие чувства симметрии,
глазомера;
-развитие межполушарного (межинтегрального)
взаимодействия в процессе изображения
объекта обеими руками одновременно
симметричным и автономным способами;
-формирование навыка согласованного,
скоординированного движения
Формирование образных представлений о
пиктографии как о графическом способе
передачи информации;
-развитие навыков графических движений в
процессе создания линейно-графических
композиций с образами-символами,
передающими содержание рассказа о
доисторических временах развития
человечества;
-развитие абстрактно-логического(вербальнологического) мышления в процессе соотнесения
реального объекта и его символического
изображения;
-формирование развитие абстрактнологического мышления посредством развития
образных представлений о разнообразных
абстрактных символах(буквах,цифрах);
-формирование навыков воспроизводства и
воспроизведения информации в процессе
написания абстрактных символов и соотнесения
их с образным изображением;
5

-развитие навыков графических движений в
творческом процессе создания различных
линейно-графических композиций с образамисимволами, передающими смысловое
содержание слов, помогая осознать взаимосвязь
абстрактных знаков и глубокого понятийного
напоминания;
-формирование речевой активности детей

2. Организационно-педагогические условия реализации Программы
6

Занятия проводятся с сентября по май, 2 раза в неделю. Длительность их составляет 25
минут. Занятия проводятся фронтально.
Структура занятия по технологии развития линейно-графических навыков у детей
старшего дошкольного возраста включает в себя три части: вводную, основную и
заключительную.
Вводная часть: нацелена на формирование устойчивой мотивации ребенка на будующую
деятельность, формирование заинтересованности не только в процессе деятельности, но и
в ее результате.
Прежде чем перейти к самому изображению, дети рассматривают, обследуют и
анализируют линии и предметы, знакомятся с абстрактными символами –пиктограммами,
буквами, учатся «кодировать» и «декодировать» информацию, составлять
орнаментальную композицию, что способствует их полноценному
психофизиологическому и интеллектуальному развитию.
Основная часть: нацелена на формирование устойчивых линейно-графических навыков у
детей, формирование школьно значимых функций.
Включает в себя непосредственно изобразительную деятельность, которая может
осуществляться по-разному:
·
·
·
·

в форме поэтапного репродуктивного рисования с опорой на речевую инструкцию
педагога (когда ребенок последовательно повторяет действия педагога);
в форме рисования без показа педагога с опорой на речевую инструкцию;
В форме рисования без показа педагога с опорой на речевую инструкцию;
В форме самостоятельного рисования (творческое занятие), когда ребенок сам
выбирает сюжет, художественный материал и технику, в которой выполняет
задание

Заключительная часть: нацелена на закрепление результата практической деятельности,
подведение итогов занятия, формирования ощущения законченности действия и
эмоциональной удовлетворенности результатом.
Включает в себя придумывание названия рисунка, составление короткого рассказа по
нему, оформление индивидуальных работ в общую композицию, организацию выставки
детских работ, обсуждение результатов художественно-творческой деятельности (что
понравилось рисовать больше всего, что было сложно и т.д.)
В процессе организации занятия желательно использовать музыкальное сопровождение,
которое может быть включено в любую его часть. В вводной части музыка может
настраивать на определенный эмоциональный лад, предваряя тематическую беседу, а в
основной – включается в качестве фонового сопровождения в процессе рисования. В
заключительной части – для формирования логической законченности при проведении
игр и обсуждений.

3. Материально – техническое обеспечение:
7

№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Наименование
Столы
Стулья
Мольберт
Магнитики
Проектор
Экран
Ноутбук
Карандаш простой-грифельны
Восковые карандаши
Цветные карандаши
Восковые мелки
Шариковая, капиллярная и гелиевые ручки
Фломастеры и маркеры
Бумага белая офисная
Картон белый
Гуашь, акриловые краски
Цветная бумага
Ножницы
Ватман
Кисть беличья №4
Клей карандаш
Стакан непроливайка
Точилка

Количество
по количеству детей
по количеству детей
1 шт
5 шт
1 шт
1 шт
1 шт
по количеству детей
по количеству детей
по количеству детей
по количеству детей
по количеству детей
по количеству детей
2 пачки
3 упаковки
по количеству детей
2 шт.
по количеству детей
3 шт.
по количеству детей
по количеству детей
по количеству детей
1 шт.

4.Текущий контроль
8

Текущий контроль проводится на каждом занятии. Этот оценка качества усвоения
изученного материала на занятии каждым ребенком. Результат фиксируется в «Журнале
учета занятий» согласно критериям:

Критерии

Обозначение

Обучающийся полностью усвоил материал

П

Обучающийся частично усвоил материал
Обучающийся не усвоил материал

Ч
Р

5. Формы промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация – это оценка качества освоения обучающимися
дополнительной образовательной программы.
Промежуточная аттестация освоения обучающимися дополнительной образовательной
программы «Линейная графика» проводится 2 раза в год в сентябре (входящая
диагностика) и в мае (диагностика на выходе)
Аттестация проводится в форме наблюдения за выполнением задания. Результат
фиксируется в протоколе, который хранится один год в методическом кабинете.

6. Учебный план:
9

Месяц

№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Сентябрь май

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.

Виды, формы деятельности
Королевство прямой линии
Королевство прямой наклонной линии
Королевство дугообразной линии
Королевство волнистой линии
Королевство четырех линий
Королевство спиралевидной линии
Королевство петлеобразной линии
«Волшебный карандаш»
«Пейзаж из линий, или то, что увидел
карандаш» Диагностика
Коллективная работа «Страна линий»
«Чудо-грядки»
«Разноцветные дожди»
«Чудо-радуга»
«Грибное лукошко»
«Лоскутное одеяло»
«Осенний пейзаж»
«Прощальное письмо осени» техника
монотопия
Коллективная работа в техники монотопия
«Золотая рыбка»
«Наш живой уголок. Аквариум»
Домики Ниф-Нифа, Нуф-нуфа и Наф-нафа»
Сказка «Теремок»
«Взвесим урожай»
«Елочка и пальма»
«Чудо-мельница»
«Зимовье зверей»
«Снегурочка и Дед Мороз»
«Зимний пейзаж»
«Мастер паучок»
«Чудо-рукавички»
«Шапка и шарфик»
«Каток»
«Цветик семицветик»
«Пекарня»
«Морозное окно»
«Гроздья рябины»
«Снежинки»
«Гжельский поднос»
«Платье и веер для принцессы»
«Дымковская барышня»
«Еж на поляне»
«Фруктовый натюрморт»
«Закладка для книги»

Количество
академических часов
за учебный год
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
2 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
2 часа
1 час
1 час
2 часа
1 час
1 час
2 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
2 часа
1 час
1 час
1 час
10

44. «Веселый зайка»
45. «Геометрические фигуры»
46. «Змея»
47. «Парикмахерская для Долли»
48. «Вертолет»
49. «Ракета»
50. «Пещерные рассказы»
51. «Городецкая досочка»
52. «Кораблик»
53. «Городской пейзаж»
54. «Заварной чайник»
55. «Мезенская роспись»
56. «Бабочка»
57. «Расписное полотенце»
58. «Животные» рисование штрихами
59. «Весенний пейзаж»
60. «Московский кремль» Диагностика
61. «Матрешки»
62. «Зашифрованные слова»
Итого (академических часов):
Длительность одного занятия
Количество занятий в неделю / объем учебной нагрузки (мин.)
Количество занятий в месяц / объем учебной нагрузки (мин.)

1 час
2 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
2 часа
1 час
1 час
2 часа
1 час
2 часа
1 час
2 часа
72
25 минут
2/50 минут
8/200 минут

11

7. Календарный учебный график:
№
п/п

Тема
I

1.

«Королевство прямой
линии»

2.

«Королевство прямой
наклонной линии»

3.

«Королевство
дугообразной линии»

4.

«Королевство волнистой
линии»

5.

«Королевство четырех
линий»

6.

«Королевство
спиралевидной линии»

7.

«Королевство
петлеобразной линии»

8.

«Волшебный карандаш»

9.

«Пейзаж из линий, или
то, что увидел карандаш»
Диагностика
Коллективная работа
«Страна линий»

10.

Сентябрь
II

III

IV

V

VI

Октябрь
VII

VIII

I

II

III

IV

V

VI

VII

Ноябрь
VIII

IX

X

I

II

III

IV

V

VI

VII

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
12

11.

«Чудо-грядки»

12.

«Разноцветные дожди»

13.

«Чудо-радуга»

14.

«Грибное лукошко»

15.

«Лоскутное одеяло»

16.

«Лоскутное одеяло»

17.

«Осенний пейзаж»

18.

«Прощальное письмо
осени» техника
монотопия
Коллективная работа в
техники монотопия
«Золотая рыбка»

19.
20.

24.

«Наш живой уголок.
Аквариум»
Домики Ниф-Нифа, Нуфнуфа и Наф-нафа»
Домики Ниф-Нифа, Нуфнуфа и Наф-нафа»
Сказка «Теремок»

25.

«Взвесим урожай»

21.
22.
23.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

13

№ Тема
п/п

I

26.

«Елочка и пальма»

1

27.

«Елочка и пальма»

28.

«Чудо-мельница»

29.

«Зимовье зверей»

30.

«Снегурочка и Дед Мороз»

31.

«Снегурочка и Дед Мороз»

32.

«Зимний пейзаж»

33.

«Мастер паучок»

34.

«Чудо-рукавички»

35.

«Шапка и шарфик»

36.

«Каток»

37.

«Цветик семицветик»

38.

«Пекарня»

39.

«Морозное окно»

Декабрь
II

III

IV

V

VI

Январь
VII

VIII

I

II

III

IV

V

Февраль
VI

VII

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14

40.

«Гроздья рябины»

41.

«Снежинки»

42.

«Гжельский поднос»

43.
44.

«Платье и веер для
принцессы»
«Дымковская барышня»

45.

«Дымковская барышня»

46

«Еж на поляне»

47.

«Фруктовый натюрморт»

48.

«Закладка для книги»

1
1
1
1
1
1
1
1
1

15

№
п/
п

Тема

49.

«Веселый зайка»

50.

«Геометрические
фигуры»
«Геометрические
фигуры»
«Змея»

51.
52.
53.

I

54.

«Парикмахерска
я для Долли»
«Вертолет»

55.

«Ракета»

56.

«Пещерные
рассказы»
«Городецкая
досочка»
«Кораблик»

57.
58.
59.
60.
61.

Март

«Городской
пейзаж»
«Заварной
чайник»
«Мезенская
роспись»

II

III

IV

V

Апрель
VI

VII

VIII

I

II

III

IV

V

VI

Май
VII

VIII

IX

I

II

III

IV

V

VI

VI
I

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16

62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.

«Мезенская
роспись»
«Бабочка»
«Расписное
полотенце»
«Животные»
рисование
штрихами
«Животные»
рисование
штрихами
«Весенний
пейзаж»
«Московский
кремль»
Диагностика
«Московский
кремль»
Диагностика
«Матрешки»
«Зашифрованны
е слова»
«Зашифрованны
е слова»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

17

8. Рабочая программа

сентябрь

Месяц

Тема
«Королевство
прямой линии»

Задачи
Формирование образных представлений
дошкольников о прямых линиях
(горизонтальной, вертикальной).
Формирование тактильного образа прямой
линии на телесном уровне.
Развитие тонкой моторики кисти руки при
выполнении практических заданий,
направленных на формирование
графических умений изображения
разнонаправленной прямой линии.
Формирование способности осуществлять
коллективную деятельность с целью
достижения общего положительного
результата.

Материалы
гимнастическая
веревка,
гимнастический
мяч, полусферы,
гимнастические
палки (желтые) —
по количеству
детей; обруч,
рулон бумажных
обоев;
маркеры,
мольберты,
рабочий лист
«Лестница»
рабочий лист
«Воздушные
шары»
рабочий лист
«Туча»

«Королевство
прямой
наклонной
линии»

Формирование образных представлений
дошкольников о прямых наклонных
линиях.
Формирование у детей тактильного образа
прямой наклонной линии на телесном
уровне Формирование способности детей
работать в паре при выполнении
совместного задания.
Формирование уважительного отношения
к результатам своего труда и труда
другого человека.

гимнастическая
веревка,
гимнастический
мяч,
гимнастические
палки, маркеры,
мольберт,
рабочий лист
«Ель»
рабочий лист
«Веер»
рабочий лист
«Домики» ,
лист обоев с
наклеенными на
него домами без
крыш

«Королевство
дугообразной
линии»

Формирование образных представлений
дошкольников о дугообразных линиях
(горизонтальной, вертикальной).
Формирование у детей дошкольного
возраста тактильного образа дугообразной
линии на телесном уровне.
Развитие тонкой моторики кисти руки при
выполнении практических заданий,
направленных на формирование
графических умений изображения
разнонаправленных дугообразных линий.

гимнастические
дорожки;
резиновые круги
гимнастический
мяч (большой),
гимнастические
веревки — 2
штуки; конусыразделители
рулон бумажных
обоев;
18

Стимулирование самостоятельности и
активности в процессе выполнения
заданий; поощрение инициативы и
любознательности детей.

гусеница —
мягкая игрушка;
большой
разноцветный
зонт; маркеры,
мольберт,
рабочий лист
«Гусеница»
рабочий лист
«Рябина»
рабочий лист
«Зонт» ,
ватман с
изображенными
на нем
разноцветными и
разноразмерными
кругами

«Королевство
волнистой
линии»

Развитие образных представлений о
волнистой линии (горизонтальной,
вертикальной, наклонной).
Формирование тактильного образа
волнистой линии на телесном уровне.
Развитие тонкой моторики кисти руки при
выполнении графических заданий,
направленных на формирование
графических умений изображения
разнонаправленных волнистых линий.
Формирование уважительного отношения
к результатам своего труда и труда
другого человека.
Стимулирование к самостоятельности и
активности при выполнении заданий;
поощрение инициативы и
любознательности детей.

«Королевство
четырех линий»

Закрепление образных представлений о
ломаных прямых, дугообразных,
волнистых линиях (горизонтальной,
вертикальной, наклонной).
Закрепление тактильного образа прямой,
ломаной, дугообразной и волнистой линий
на телесном уровне
Формирование навыков эффективного
взаимодействия в парах.
Формирование уважительного отношения
к результатам своего труда и труда

гимнастические
дорожки;
резиновые круги;
гимнастический
мяч (большой) —
1 штука;
гимнастические
веревки, конусыразделители.
рулон бумажных
обоев;
разноцветные
маркеры,
мольберты,
рабочий лист
«Медуза»,
рабочий лист
«Береза», ватман с
изображенными
на нем морем и
рыбками —
количество рыбок
деревянная
гимнастическая
палка,
коктейльные
трубочки,
гимнастические
дорожки;
резиновые круги,
полусферы,
гимнастическая
веревка, маркер,
19

другого человека.
Стимулирование самостоятельности и
активности в процессе выполнения
заданий; поощрение инициативы и
любознательности детей.

«Королевство
спиралевидной
линии»

Формирование образных представлений
детей о спиралевидной линии.
Формирование у дошкольников
тактильного образа спиралевидной линии
на телесном уровне
Развитие тонкой моторики кисти руки
детей при выполнении графических
заданий, направленных на формирование
практических умений изображения спиралевидной линии.
Формирование у дошкольников навыков
эффективного взаимодействия в парах.
Стимулирование самостоятельности и
активности при выполнении заданий;
поощрение инициативы и
любознательности воспитанников.

«Королевство
петлеобразной
линии»

Формирование у дошкольников образных
представлений о петлеобразной линии.
Формирование у детей тактильного образа
петлеобразной линии на телесном уровне.
Развитие у воспитанников тонкой
моторики кисти руки при выполнении
графических заданий, направленных на
формирование практических умений
изображения петлеобразной линии.
Формирование навыков детей эффективно
взаимодействовать в парах.
Формирование способности осуществлять
коллективную деятельность (работать в
коллективе) с целью достижения общего
положительного результата.
Формирование уважительного отношения
к результатам своего труда и труда
другого человека.
Стимулирование детей к
самостоятельности и активности при
выполнении заданий; поощрение их инициативы и любознательности.

мольберт,
рабочий лист
«Полосатый кот»,
рабочий лист
«Город», рабочий
лист «Портрет»,
ватман с
изображенными
на нем
человечками
резиновые круги;
гимнастический
мяч,
гимнастические
веревки,
массажные
мячики,
рулон бумажных
обоев;
разноцветные
маркеры,
мольберты ,
рабочий лист
«Леденец»,
рабочий лист
«Улитка»
веревочные
скакалки;
гимнастический
мяч,
разноцветные
маркеры,
мольберты,
рабочий лист
«Вьюга»
рабочий лист
«Серпантин»
рабочий лист
«Елочка»
ватман с
изображенной на
нем елкой.

20

«Волшебный
карандаш»

«Пейзаж из
линий, или то,
что увидел
карандаш»

октябрь

Коллективная
работа «Страна
линий»

«Чудо-грядки,
или вершки и
корешки»

«Разноцветные

Развитие образных представлений на
основе восприятия окружающей
действительности в процессе изображения
объектов реальности графическим
способом
Формирование навыка изображения
разнохарактерных линий
Формирование социальнокоммуникативных и речевых навыков в
процесс составления рассказа
Развитие образных представлений на в
основе восприятия окружающей
действительности процессе изображения
объектов реальности графически.
Развитие способности понимать речевые
инструкции для достижения
положительного результата в
деятельности. Формирование социальнокоммуникативных речевых умений в
процессе составления рассказа по рисунку.
Развитие образных представлений на
основе восприятия окружающей
действительности в процессе изображения
объектов реальности графически.
Развитие кинестетической основы
движения в процессе работы
разнообразными графическими
материалами.
Развитие способности понимать речевые
инструкции для достижения
положительного результата в
деятельности. Формирование социальнокоммуникативных речевых умений в
процессе составления рассказа по рисунку.
Формирование зрительно-моторных
координаций на уровне «глаз-рука» в
процессе изображения формы овощей
пальцем в воздухе двумя руками
одновременно.
Развитие навыков графических движений
в процессе рисования прямых
горизонтальных линий с опорой на линии
сгиба слева - направо и справа - налево.
Формирование механизмов
сенсомоторного восприятия и
воспроизведения (развитие основных
познавательных психических процессов
внимания, ассоциативного восприятия,
образной памяти) в процессе обогащения
представлений об овощных культурах,
способах их выращивания и сбора урожая.
Формирование образных представлений

Листы бумаги
формата А- 4,
фломастеры

Листы бумаги
формата А- 4,
фломастеры

Ватман,
фломастеры

Листы бумаги А4,
фломастеры

Листы бумаги А4,
21

дожди»

детей о погодных явлениях.
Развитие образных представлений на
основе восприятия окружающей
действительности в процессе изображения
объектов реальности графическим
способом.

фломастеры

«Чудо-радуга»

Развитие кинестетической основы
движения в процессе изображения
природных явлений прямыми и
дугообразными линиями графическим
материалом.
Формирование навыка правильного
положения кисти руки при вырезании.
Развитие способности понимания речевых
инструкций в процессе репродуктивного
рисования
Формирование сенсомоторных
координаций на всех уровнях в процессе
сюжетного рисования.
Развитие кинестетической основы
движения в процессе работы по шаблону, а
также при изображении прямых
наклонных и спиралевидных линий.
Развитие способности понимания речевых
инструкций в процессе репродуктивного
рисования. Формирование сенсомоторных
координаций на всех уровнях в процессе
сюжетного рисования.

Лист бумаги А4,
фломастеры,
карандаши, лист
цветной бумаги
А8, ножницы,
клей, листы
пробники.

Формирование сенсомоторных
координаций в процессе зрительнотактильного исследования прямых линий с
последующим их изображением.
Формирование навыка деления листа
складыванием для получения
шестнадцатичастной композиции.
Формирование умений координировать
движение рук при разрезании бумаги по
линиям сгиба.
Развитие тонкой моторики кисти руки в
процессе освоения
тонкодифиринцированных движений при
рисовании разнонаправленных и
разнохарактерных линий
Формирование сенсомоторных
координаций в процессе зрительнотактильного исследования прямых линий с
последующим их изображением.
Формирование навыка деления листа
складыванием для получения

Лист бумаги А4,
фломастеры,
цветная бумага
А8, ножницы,
клей, листы
пробники.

«Грибное
лукошко»

«Лоскутное
одеяло»

«Лоскутное
одеяло» (2
занятине)

Листы пробники;
картонный
шаблон лукошка;
лист формата А4;
фломастеры

Лист бумаги А4,
фломастеры,
цветная бумага
А8, ножницы,
клей, листы
пробники.
22

«Осенний
пейзаж»

«Прощальное
письмо осени»

шестнадцатичастной композиции.
Формирование умений координировать
движение рук при разрезании бумаги по
линиям сгиба.
Развитие тонкой моторики кисти руки в
процессе освоения
тонкодифиринцированных движений при
рисовании разнонаправленных и
разнохарактерных линий
Формирование образных представлений
детей о сезонных изменениях в природе.
Развитие навыков графических движений
в процессе изображения разнохарактерных
линий. Формирование кинестетической
основы движения на уровне «глаз-рука».
Формирование стремления к достижению
положительного результата,
формирование кавыка завершить работу,
доводя ее до логического конца.
Развитие образных представлений на
основе восприятия окружающей
действительности в процессе изображения
объектов реальности графическим
способом.
Развитие мелкой моторики кисти руки,
формирование навыка изображения
тонкокоординированных и
тонкодифференцированных движений.

ноябрь

Коллективная
Развитие образных представлений на
работа в техники основе восприятия окружающей
монотипия
действительности в процессе изображения
объектов реальности графическим
способом.
Формирование навыка выстраивания
алгоритма последовательных действий в
процессе линейного рисования.
«Золотая рыбка»

«Наш живой
уголок.
Аквариум»

Формирование навыков пространственной
ориентации в микропространстве на листе
по клеткам.
Формирование навыка выстраивания
алгоритма последовательных действий в
процессе линейного рисования.
Формирование стремления к достижению
положительного результата,
формирование кавыка завершить работу,
доводя ее до логического конца.
Формирование навыков пространственной
ориентации в микропространстве листа по
клеткам.

Лист бумаги А4,
фломастеры

Кленовый лист,
гуашь, беличья
кисть(№4),
восковые мелки,
черный
фломастер,
стакан с водой,
влажные
салфетки,
ножницы,
клей карандаш
Кленовый лист,
гуашь, беличья
кисть(№4),
восковые мелки,
черный
фломастер,
стакан с водой,
влажные
салфетки, ватман
Лист бумаги
А4,фломастеры

Лист бумаги А4,
Простой
карандаш,
23

Домики НифНифа, Нуф-нуфа
и Наф-нафа»

Домики НифНифа, Нуф-нуфа
и Наф-нафа» (2
занятие)

Сказка
«Теремок»
«Взвесим
урожай»

Формирование навыка правильного
положения кисти руки при изображении
разнонаправленных сложнохарактерных
линий.
Формирование навыков пространственной
ориентации в микропространстве листа по
клеткам
Формирование образных представлений
детей о различных видах домов.
Развитие мелкой моторики рук,
формирование навыка изображения
тонкокоординированных и
тонкодифференцированных движений.
Развитие социально-эмоциональной сферы
детей в процессе положительного
эмоционального фона общения на занятии.
Формирование образных представлений
детей о различных видах домов.
Развитие мелкой моторики рук,
формирование навыка изображения
тонкокоординированных и
тонкодифференцированных движений.
Развитие социально-эмоциональной сферы
детей в процессе положительного
эмоционального фона общения на занятии.

фломастеры,
ножницы

Развитие социально-эмоциональной сферы
детей в процессе положительного
эмоционального фона общения на занятии.
Формирование представлений о
симметрии и асимметрии, развитие
чувства симметрии, развитие глазомера.
Развитие межполушарного
взаимодействия в процессе изображения
объекта обоими руками одновременно
симметричным и автономным способами.
Развитие тонкой моторики кистей рук в
процессе симметричного линейного
рисования.

Персонажи из
сказки, домик.

Лист бумаги А4,
фломастеры,
маркер,
ватман

Лист бумаги А4,
фломастеры,
маркер,
ватман

Лист бумаги А4,
цветная бумага.
фломастеры,
ножницы

24

«Елочка и
пальма»

декабрь

«Елочка и
пальма» (2
занятие)

«Чудомельница»

«Зимовье
зверей»

«Снегурочка и

Формирование представлений детей о
целом и его дробных частях(целое,
половина, чуть больше/ меньше половины
и т.д)
Развитие навыков графических движений
в процессе изображения
разнонаправленных прямых линий.
Формирование кинестетической и
кинетической основ движения на уровне
«глаз-рука».
Развитие саморефлексии, а также умения
понимать состояние другого человека,
проявлять чувство солидарности и
эмпатии.
Формирование представлений детей о
целом и его дробных частях (целое,
половина, чуть больше/ меньше половины
и т.д)
Развитие навыков графических движений
в процессе изображения
разнонаправленных прямых линий.
Формирование кинестетической и
кинетической основ движения на уровне
«глаз-рука».
Развитие саморефлексии, а также умения
понимать состояние другого человека,
проявлять чувство солидарности и
эмпатии.
Формирование механизмов
сенсомоторного восприятия и
воспроизведения(развитие основных
познавательных психических процессов
внимания, ассоциативного восприятия,
образной памяти) в процессе обогащения
представлений о способе выращивания
хлеба и переработки зерна.
Формирование навыков пространственной
ориентации на листе по клеткам.
Формирование представлений о таких
пространственных ориентирах, как «верхниз», «вправо-влево», правый верхний
угол и т.д.
Формирование образных представлений
детей о жизни животных в зимнее время
года.
Формирование навыков пространственной
ориентации на листе в процессе
изображения зимнего пейзажа с
обитателями леса.
Формирование эмпатии по отношения к
ближнему.
Развитие образных представлений на

Лист бумаги А4,
цветная бумага на
клейкой основе,
фломастеры,
ножницы

Лист бумаги А4,
цветная бумага на
клейкой основе,
фломастеры,
ножницы

Лист бумаги А4,
фломастеры.

Лист бумаги А4,
фломастеры,
части
аппликационного
материала
«зайчик» и
«медведь»
Тонированные
25

Дед Мороз»

основе восприятия окружающей
действительности в процессе изображения
объектов реальности графическим
способом.
Развитие умения создавать графические
композиции (соединять элементы
движения) при рисовании симметричных
элементов человеческого лица и тела.
Формирование зрительно- моторных
координаций на уровне «глаз-рука» в
процессе сложного линейного рисования
обеими руками.

«Снегурочка и
Дед Мороз» (2
занятие)

Развитие образных представлений на
основе восприятия окружающей
действительности в процессе изображения
объектов реальности графическим
способом.

«Зимний
пейзаж»

«Мастер
паучок»

Развитие умения создавать графические
композиции (соединять элементы
движения) при рисовании симметричных
элементов человеческого лица и тела.
Формирование зрительно- моторных
координаций на уровне «глаз-рука» в
процессе сложного линейного рисования
обеими руками.
Закрепление образных представлений
детей о зиме как времени года.
Развитие навыков графических движений
в процессе изображения объектов
реальности обеими руками одновременно.
Формирование навыков ориентации в
микропространстве листа в процессе
размещения объектов изображения;
формирование представлений об основных
пространственных ориентирах.
Развитие образных представлений на
основе восприятия окружающей
действительности в процессе изображения
объектов реальности графически.
Развитие кинестетической основы
движения в процессе изображения
разнонаправленных прямых линий при
изображении паутины.
Формирование навыка пространственных
ориентаций в пространстве листа с опорой
на линии сгиба.

ксероксные листы
бумаги (светлоголубой,
сиреневый)
формата А4,
Простой
карандаш,
цветные
карандаши,
гелевые ручки с
золотыми и
серебряными
оттенками.
Тонированные
ксероксные листы
бумаги (светлоголубой,
сиреневый)
формата А4,
Простой
карандаш,
цветные
карандаши,
гелевые ручки с
золотыми и
серебряными
оттенками.
Ватман, маркеры,
лист бумаги А3,
фломастеры

Лист формата А4,
Черная гелевая
ручка(фломастер),
Черные бумажные
ленты
-30*2 см 1шт
-12*2 см -8шт.
-круг радиусом
1,5 см
Клей карандаш,
нитки

26

«Чудорукавички»

январь

«Шапка и
шарфик»

«Каток»

«Цветик
семицветик»

«Пекарня»

Формирование представлений об
орнаменте, его исторической
составляющей.
Знакомство с различными видами
орнаментальных композиций (линейными,
геометрическими, цветочными,
пиктографическими).
Формирование сенсомоторных
координаций в процессе зрительнотактильного исследования прямых,
волнистых, ломаных, дугообразных, и
спиралевидных линий с последующим их
изображением.
Закрепление представлений об орнаменте,
его исторической составляющей.
Закрепление различных видов
орнаментальных композиций (линейными,
геометрическими, цветочными,
пиктографическими).
Формирование сенсомоторных
координаций в процессе зрительнотактильного исследования прямых,
волнистых, ломаных, дугообразных, и
спиралевидных линий с последующим их
изображением
Развитие способностей понимать речевые
инструкции в процессе репродуктивного
рисования.
Развитие кинестетической основы
движения в процессе линейного
изображения различных траекторий
фигуриста на льду спиралевидными
линиями.
Формирование стремления к достижению
положительного результата, к успеху
порученного дела.

Шаблон
рукавички, Лист
бумаги А3,
простые и
цветные
карандаши,
гелевая ручка,
фломастеры, клей
карандаш.

Формировавние навыка рисования
спиралевидных линий с движениями от
края элемента к центру.
Формирование навыков ориентации в
микропространстве листа в процессе
размещения объектов изображения.
Развитие мелкой моторики рук,
формирование навыка изображения
тонкокоординированных и
тонкодифференцированных движений.
Развитие образных представлений на
основе восприятия окружающей

Лист бумаги
А3(по три на
каждого),
маркеры(фломаст
еры)

Шаблон
рукавички, Лист
бумаги А3,
простые и
цветные
карандаши,
гелевая ручка,
фломастеры, клей
карандаш

Лист бумаги
А3(по три на
каждого),
маркеры(фломаст
еры)

Лист бумаги А4,
фломастеры
27

«Морозное
окно»

действительности в процессе изображения
объектов реальности графическим
способом.
Формирование навыков ориентации в
микропространстве листа в процессе
размещения объектов изображения;
формирование представлений об основных
пространственных ориентирах.
Формирование чувства уважения и
бережного отношения к хлебу, к труду
людей.
Закрепление образных представлений
детей о зиме.
Развитие кинестетической основы
движения в процессе изображения узоров
на стекле на основе спиралевидных линий
и спиралевидных линий со смещенным
центром витков спирали.
Формирование навыков ориентации в
микропространстве листа в процессе
размещения объектов изображения;
формирование представлений об основных
пространственных ориентирах.

Альбомный лист
А4, восковые
карандаши(синие,
голубые,
фиолетовые),
Акварель, кисть
№6,
стаканчик с
водой, оконная
рама из картона,
клей карандаш.

Формирование навыков рисования линий,
расходящихся в одной точке.
Формирование навыков ориентации в
микропространстве листа в процессе
размещения объектов изображения;
формирование представлений об основных
пространственных ориентирах.
Развитие мелкой моторики рук,
формирование навыка изображения
тонкокоординированных и
тонкодифференцированных движений.

Альбомный лист
А4, гуашь,
фломастеры,
тычок

«Снежинки»

Закрепление образных представлений
детей о зиме.
Формирование сенсомоторных
координаций в процессе зрительнотактильного исследования прямых,
волнистых, ломаных, дугообразных, и
спиралевидных линий с последующим их
изображением.
Развитие чувства симметрии.
Развитие тонкой моторики кистей рук в
процессе симметричного рисования.
Развитие способности понимать речевые
инструкции в процессе репродуктивного
рисования.
Развитие кинестетической основы

Лист бумаги А4,
фломастеры или
маркеры
голубого, синего
цветов

февраль

«Гроздья
рябина»

«Гжельский
поднос»

Лист бумаги
А4,ножницы,
фломастеры
28

«Платье и веер
для принцессы»

«Дымковская
барышня»

«Дымковская
барышня» (2
занятие)

«Еж на поляне»

движения в процессе изображения на
основе спиралевидных линий и
спиралевидных линий со смещенным
центром витков спирали.
Формирование навыков ориентации в
микропространстве листа в процессе
размещения объектов изображения;
формирование представлений об основных
пространственных ориентирах.
Формирование навыка рисования
дугообразных линий.
Учить сложению веера из бумаги –
«гармошкой», украшение веера
дугообразными линиями с опорой на
вертикальные линии сгиба
Развитие мелкой моторики рук,
формирование навыка изображения
тонкокоординированных и
тонкодифференцированных движений.
Развитие образных представлений на
основе восприятия окружающей
действительности в процессе изображения
объектов реальности графическим
способом.
Развитие зрительно-пространственных
ориентаций в микропространстве в
процессе компоновки элементов
орнамента в узор и размещении узора на
характерной форме.
Закрепление навыка изображения
разнохарактерных линий; формирование
навыка правильного положения кистей рук
при изображении объектов реальности.
Развитие образных представлений на
основе восприятия окружающей
действительности в процессе изображения
объектов реальности графическим
способом.
Развитие зрительно-пространственных
ориентаций в микропространстве в
процессе компоновки элементов
орнамента в узор и размещении узора на
характерной форме.
Закрепление навыка изображения
разнохарактерных линий; формирование
навыка правильного положения кистей рук
при изображении объектов реальности
Развитие образных представлений на
основе восприятия окружающей
действительности в процессе изображения
объектов реальности графическим
способом.

Силуэт платья на
картоне, лист А 4,
фломастеры

Лист бумаги А4,
шаблон рисунка,
цветные
карандаши,
золотая гелевая
ручка,
ножницы.

Лист бумаги А4,
шаблон рисунка,
цветные
карандаши,
золотая гелевая
ручка,
ножницы

Лист бумаги А4,
фломастеры

29

Фруктовый
натюрморт»

«Закладка для
книги»

март

«Веселый зайка»

«Геометрически
е фигуры»

«Геометрически
е фигуры» (2
занятие)
«Змея»

Формирование навыков ориентации в
микропространстве листа в процессе
размещения объектов изображения;
формирование представлений об основных
пространственных ориентирах.
Формирование чувства уважения к
животному миру.
Закрепление образных представлений о
симметрии и асимметрии.
Формирование навыков симметричного
рисования обеими руками одновременно.
Развитие кинестетической основы
движения в процессе вырезания округлой
формы, закрепление практических
навыков работы ножницами.
Развитие социально-эмоциональной сферы
детей в процессе создания на занятии
положительно эмоционального фона
общения.
Закрепление навыка изображения
разнохарактерных линий; формирование
навыка правильного положения кистей рук
при изображении разнонаправленных
линий.
Формирование бережного отношение к
книгам.
Развитие образных представлений на
основе восприятия окружающей
действительности в процессе изображения
объектов реальности графическим
способом.
Закрепление навыка изображения
разнохарактерных линий; формирование
навыка правильного положения кистей рук
при изображении разнонаправленных
линий
Развитие межполушарной интеграции,
периферического зрения, развитие
произвольных движений одновременно
двумя руками.
Закрепление образных представлений о
симметрии и асимметрии.
Формирование навыков симметричного
рисования обеими руками одновременно.
Закрепление образных представлений о
симметрии и асимметрии.
Формирование навыков симметричного
рисования обеими руками одновременно.
Развитие образных представлений на
основе восприятия окружающей
действительности в процессе изображения

Лист бумаги А4,
фломастеры,
ножницы

Лист бумаги А4,
фломастеры,
нитки мулине

Лист бумаги А4,
фломастеры,
заготовка «зайка»

Лист бумаги А4,
фломастеры

Лист бумаги А4,
фломастеры
Лист бумаги А3,
простой
карандаш,
30

«Парикмахерска
я для Долли»

«Вертолет»

«Ракета»

«Пещерные
рассказы»

объектов реальности графическим
способом.
Развитие кинестетической основы
движения в процессе изображения на
основе спиралевидных линий и
спиралевидных линий с последующим
вырезанием.
Закрепление практических навыков
работы с ножницами.
Закрепление графических навыков
рисования прямых, волнистых и
тепелеобразных линий.
Развитие мелкой моторики рук,
формирование навыка изображения
тонкокоординированных и
тонкодифференцированных движений.
Формирование о видах транспорта в целом
и воздушного транспорта в частности.
Развитие зрительно-пространственных
ориентаций в микропространстве в
процессе деления бумаги на части
складыванием.
Формирование навыка выстраивания
алгоритма последовательных действий в
процессе линейного рисования.
Развитие образных представлений на
основе восприятия окружающей
действительности в процессе изображения
объектов реальности графическим
способом.
Развитие зрительно-пространственных
ориентаций в микропространстве в
процессе деления бумаги на 64 части
складыванием.
Формирование навыка правильного
положения кисти рук при изображени
разнонаправленных сложнохарактерных
линий.
Формирование образных представлений о
доисторических временах, древних людях,
их быте.
Развитие навыков графических движений
в процессе создания линейно-графической
композиции с образами-символами,
передающими содержание рассказа о
доисторических временах.
Развитие социально-эмоциональной сферы
детей в процессе создания положительно
эмоционального фона общения на занятии.

фломастеры,
ножницы.

силуэт лица на
картоне,
вырезанные
бантики из
цветной бумаги,
фломастеры, клей.
Лист бумаги А4,
фломастеры,
цветные
карандаши.

Лист бумаги А4,
фломастеры,
цветные
карандаши.

Листы бумаги А4,
лист цветной
коричневой
бумаги формата
А4, листы
пробники,
фломастеры,
ножницы, клейкарандаш.

31

«Городецкая
досочка»

апрель

«Кораблик»

«Городской
пейзаж»

«Заварной
чайник»

«Мезенская
роспись»

Закрепление образных представлений
детей народных промыслах в целом и
городецкой росписи в частности.
Формирование сенсомоторных
координаций в процессе анализа
элементов декоративной росписи с их
последующим изображением.
Закрепление навыка изображения
разнохарактерных линий; формирование
навыка правильного положения кистей рук
при изображении объектов реальности.
Развитие образных представлений на
основе восприятия окружающей
действительности в процессе изображения
объектов реальности графическим
способом.
Развитие зрительно-пространственных
ориентаций в микропространстве в
процессе деления бумаги на части
складыванием.
Воспитание интереса и формирование
бережного отношения к окружающей
действительности.
Закрепление образных представлений
детей о пейзаже как жанре живописи и о
городских пейзажах, в частности.
Развитие зрительно-пространственных
ориентаций в микропространстве в
процессе деления бумаги на части
складыванием.
Развитие социально-эмоциональной сферы
детей в процессе создания положительно
эмоционального фона общения на занятии.
Закрепление образных представлений
детей о посуде, ее назначении.
Развитие кинестетической основы
движения в процессе изображения
заварного чайника с помощью сложных
линий с последующим украшением
линейным орнаментом.
Закрепление навыка изображения прямых
линий, формирование навыка правильного
положение кистей рук при изображении
объектов реальности.
Формирование образных представлений о
доисторических временах, древних людях,
их быте; формирование образных
представлений о пиктографии как о
графическом способе передачи
информации.
Развитие навыков графических движений
в процессе создания линейно-графических

Ватман, маркеры,
лист бумаги А4,
шаблон
городецкой доски,
фломастеры,
ножницы, картон,
клей.
Лист бумаги А4,
фломастеры

Лист бумаги А4,
клей-карандаш,
фломастеры или
гелевые ручки,
карточки с
изображением
домов, карточки с
изображением
жителей домов
3*3см.
Лист бумаги А4,
фломастеры

Лист бумаги А4,
гелевые ручки

32

орнаментальных композиций.
«Мезенская
роспись» (2
занятие)

Формирование образных представлений о
доисторических временах, древних людях,
их быте; формирование образных
представлений о пиктографии как о
графическом способе передачи
информации.
Развитие навыков графических движений
в процессе создания линейно-графических
орнаментальных композиций.
Развитие навыка рисования
спиралевидных линий со смещенным
центром витков спирали.
Развитие мелкой моторики рук,
формирование навыка изображения
тонкокоординированных и
тонкодифференцированных движений.
Развитие образных представлений на
основе восприятия окружающей
действительности в процессе изображения
объектов реальности графическим
способом.
Развитие навыков графических движений
в процессе создания линейно-графических
орнаментальных композиций.
Формирование умений регулировать
движение кисти в соответствии с задачами
изображения, изменять направление
движения, подчинять движение
соизмерению повторяющихся элементов
по ширине и высоте.

Лист бумаги А4,
гелевые ручки

«Животные»(зан
ятие 2)

Формирование умений регулировать
движение кисти в соответствии с задачами
изображения, изменять направление
движения, подчинять движение
соизмерению повторяющихся элементов
по ширине и высоте.

Лист бумаги А4,
фломастеры

«Весенний
пейзаж»

Закрепление образных представлений
детей о весне как времени года.
Развитие навыков графических движений
в процессе изображения объектов
реальности обеими руками одновременно.
Формирование навыков ориентации в
микропространстве листа в процессе
размещения объектов изображения;
формирование представлений об основных
пространственных ориентирах.
Закрепление образных представлений о
симметрии и асимметрии.

Лист бумаги А4,
фломастеры,
цветные
карандаши

«Бабочка»

«Расписное
полотенце»

май

«Животные»

«Московский
кремль»

Лист бумаги А4,
фломастеры

Лист бумаги А4,
фломастеры

Лист бумаги А4,
фломастеры

Лист бумаги А4,
фломастеры,
33

Развитие зрительно-пространственных
цветные
ориентаций в микропространстве в
карандаши
процессе деления бумаги на 64 части
складыванием.
Развитие навыков графических движений
в процессе сложного линейного рисования.
«Московский
кремль»(2
занятие)

Закрепление образных представлений о
симметрии и асимметрии.
Развитие зрительно-пространственных
ориентаций в микропространстве в
процессе деления бумаги на 64 части
складыванием.
Развитие навыков графических движений
в процессе сложного линейного рисования.

Лист бумаги А4,
фломастеры,
цветные
карандаши

«Матрешки»

Формирование навыков рисования
одинаковых форм постепенно
уменьшающего размера.
Развитие мелкой моторики рук,
формирование навыка изображения
тонкокоординированных и
тонкодифференцированных движений.
Формирование абстрактно- логического
мышления посредством развития образных
представлений о буквах.
Развитие навыков графических движений
в процессе изображения печатных букв и
образов.
Развитие мелкой моторики кисти руки,
формирование навыка изображения
тонкокоординированных и
тонкодифференцированных движений.
Формирование абстрактно- логического
мышления посредством развития образных
представлений о буквах.
Развитие навыков графических движений
в процессе изображения печатных букв и
образов.
Развитие мелкой моторики кисти руки,
формирование навыка изображения
тонкокоординированных и
тонкодифференцированных движений.

Лист бумаги А4,
фломастеры,

«Зашифрованны
е слова»

«Зашифрованны
е слова»

Лист бумаги А4,
фломастеры.

Лист бумаги А4,
фломастеры.

34

9. Программа воспитания.
Цели и задачи воспитания.
Цель воспитания в ДОО – личностное развитие каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе
традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
–
формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях
российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
–
формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, самому себе;
–
становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Задачи воспитания в ДОО:
–
содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
–
способствовать становлению нравственности, основанной на духовных
отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей
совести;
–
создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его
готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
–
осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством
проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих
общностей;
–
формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей
здорового и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и
ответственности, активной жизненной позиции;
–
поддержка традиций дошкольного учреждения в проведении социально значимых
образовательных и досуговых мероприятий.
Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы.
35

Направления
воспитания

Ценности

Целевые ориентиры

Патриотическое
Родина, природа

Родина, природа

Любящий свою малую родину и имеющий
представление о своей стране - России,
испытывающий чувство привязанности к родному
дому, семье, близким людям.

Духовнонравственное

Жизнь,
Различающий основные проявления добра и зла,
милосердие, добро принимающий и уважающий традиционные
ценности, ценности семьи и общества, правдивый,
искренний, способный к сочувствию и заботе, к
нравственному поступку. Способный не оставаться
равнодушным к чужому горю, проявлять заботу;
Самостоятельно различающий основные
отрицательные и положительные человеческие
качества, иногда прибегая к помощи взрослого в
ситуациях морального выбора.

Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Проявляющий ответственность за свои действия и
поведение; принимающий и уважающий различия
между людьми. Владеющий основами речевой
культуры. Дружелюбный и доброжелательный,
умеющий слушать и слышать собеседника,
способный взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками на основе общих интересов и дел.

Познавательное

Познание

Любознательный, наблюдательный, испытывающий
потребность в самовыражении, в том числе
творческом. Проявляющий активность,
самостоятельность, инициативу в познавательной,
игровой, коммуникативной и продуктивных видах
деятельности и в самообслуживании. Обладающий
первичной картиной мира на основе традиционных
ценностей.

Физическое и
оздоровительное

Здоровье, жизнь

Понимающий ценность жизни, владеющий
основными способами укрепления здоровья занятия физической культурой, закаливание,
утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены
и безопасного поведения и другое; стремящийся к
сбережению и укреплению собственного здоровья и
здоровья окружающих. Проявляющий интерес к
физическим упражнениям и подвижным играм,
стремление к личной и командной победе,
нравственные и волевые качества.
Демонстрирующий потребность в двигательной
36

деятельности. Имеющий представление о
некоторых видах спорта и активного отдыха.
Трудовое

Труд

Понимающий ценность труда в семье и в обществе
на основе уважения к людям труда, результатам их
деятельности. Проявляющий трудолюбие при
выполнении поручений и в самостоятельной
деятельности.

Эстетическое

Культура и
красота

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное
в быту, природе, поступках, искусстве.
Стремящийся к отображению прекрасного в
продуктивных видах деятельности.

37

10. План воспитательной работы
Событийные мероприятия планируются на основе традиционных ценностей российского
общества, Указа Президента РФ о теме предстоящего календарного года и событий в РФ,
календаря образовательных событий, календаря профессиональных праздников.
Направления
воспитания

Тематика мероприятия

Сроки
проведения

Патриотическое

День снятия блокады Ленинграда

27 января

День защитника Отечества

23 февраля

День Победы

9 мая

Международный день пожилых людей

1 октября

День защиты животных

4 октября

Международный день инвалидов

3 декабря

Международный женский день

8 марта

День смеха

1 апреля

День отца в России

20 октября

День народного единства

4 ноября

День матери в России

24 ноября

День космонавтики

12 апреля

Международный день Земли

22 апреля

День Государственного герба РФ

30 ноября

День Конституции Российской Федерации

12 декабря

Физическое и
оздоровительное

День зимних видов спорта в России

7 февраля

Всемирный день здоровья

7 апреля

Трудовое

Праздник Весны и Труда

1 мая

День воспитателя и всех дошкольных работников

27 сентября

Духовно-нравственное

Социальное

Познавательное

38

Эстетическое

Всемирный день театра

27 марта

День знаний

1 сентября

Новый год

31 декабря

11. Оценочные и методические материалы:
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год по итогам завершения каждого
модуля. В процессе педагогической диагностики рассматриваются пять основных
параметров.
Развитие зрительно-пространственной ориентации в

микропространстве
листа.

Для выявления уровня освоения данного навыка анализируется сформированность
представлений ребенка об основных пространственных ориентирах («центр», «середина»,
«верх- низ», «право-лево» и т.д.), умение ориентироваться по клеткам и линиям сгиба в
процессе изображения предмета.
Дошкольник должен точно масштабировать изображение полностью вписывать его в
заданный формат ( педагог отмечает, насколько точно ребенок переносит изображение с
доски на свой рабочий лист, масштабирует изображение.

Развитие навыков графических движений
Для выявления уровня развития данного параметра анализируется способность ребенка
точно передавать различные формы, приближенные к своим сенсорным эталонам,
соотносить их по размеру; при штриховки и закрашивании форм не выходить за контур
изображения; использовать разнообразные графические материалы, регулируя в процессе
работы силу нажима на них в соответствии с характерными особенностями.
Дошкольник должен выдерживать стилистику рисунка, соотносить свойства
графических материалов с образным содержанием изображения.

Развитие умения выполнять графические композиции
Для выявления уровня развития этого параметра анализируется способность ребенка
при изображении линий выдерживать их характер; рисовать безотрывно, с одинаковой
амплитудой, соотнося повторяющиеся элементы по высоте и длине, в процессе
изображения декоративных композиций использовать все многообразии художественных
средств, доступных ребенку.

39

Развитие образных представлений на основе восприятия знаков и символов,
способствующих процессу «кодирования» и декодирования» информации.

Для выявления уровня развития этого параметра анализируется способность ребенка
понимать и изображать пиктографические символы, иметь представление об их
классификации, передавать события, протяженные по времени, схематическим рисунком
и пиктограммой, уметь читать символы, восстанавливать последовательность рассказа,
дополняя его пропущенными пиктограммами.
Развитие способности понимать речевые инструкции.
Для выявления уровня развития этого параметра анализируется способность ребенка
слышать и точно выполнять речевую инструкцию педагога.
Для индивидуализация педагогического процесса, по мере необходимости, в течении
года на каждом занятии проводится дополнительные педагогические наблюдения. Такая
диагностика позволяет выявить трудности развития ребенка, наметить пути их
преодоления.
Ребёнку предлагаются задания, выполнение которых анализируется с помощью
определённых критериев. Результат заносится в протокол, который хранится в
методическом кабинете в течение одного года.
П

Выполняет задание самостоятельно, без помощи
взрослого, в случае необходимости обращается с
вопросами.
Ч
Требуется незначительная помощь взрослого, с
вопросами к взрослому обращается редко.
Р
Необходима поддержка, стимуляция деятельности со
стороны взрослого, сам с
вопросами к взрослому не обращается.
Обработка результатов промежуточной аттестации:
П - Программа освоена в полном объёме.
Ч - Программа частично освоена
Р - Освоение программы находится на стадии формирования

40

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
№ 27» (МБДОУ «Детский сад № 27»)
ПРОТОКОЛ № 1
промежуточной аттестации по завершению Модуля 1
программы дополнительного образования «Линейная графика» (для детей 5-6 лет)
Форма проведения: наблюдение
Педагогический работник, реализующий программу дополнительного
образования:_______________________________________________________

Развитие способности
понимать речевые
инструкции

Развитие образных
представлений на
основе восприятия
знаков и символов ,
способствующих
процессу
«кодирования» и
«декодирования»

Развитие умения
осуществлять
графические
композиции

Развитие навыков
графических движений

ФИО ребенка

Развитие зрительнопространственных
ориентаций в
микропространстве
листа

ФИО

Дата проведения промежуточной аттестации: «____» _________________ г.
Педагогический работник, реализующий дополнительную общеобразовательную
программу:
_____________________________________________________________________

41

12. Методическое обеспечение:
1.Рисование – линейная графика. Технология развития линейно-графических навыков у
детей старшего дошкольного возраста: методическое пособие: в 2ч. Ч1/Н.Ю. Шуваева . –
Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2017.-134 с.
2. Рисование – линейная графика. Технология развития линейно-графических навыков у
детей старшего дошкольного возраста: методическое пособие: в 2 ч. Ч. II /Н.Ю. Шуваева .
– Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2017. - 312 с.

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».