Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития с 5 лет Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 27"
Описание образовательной программы
Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания
Характеристики особенностей развития детей с задержкой психического развития: - замедленный темп становления психических процессов: внимания, восприятия и представлений, памяти, мышления, речи, воображения. (Внимание неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Восприятие фрагментарное, неточное, замедленное. Некоторые анализаторы функционируют полноценно, но ребенок испытывает трудности при создании целостных образов окружающей среды. Зрительное восприятие является наиболее развитым, слуховое – менее. Память характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной. Характерна низкая мыслительная активность в процессе воспроизводства информации. Наиболее сохранно наглядно-действенное мышление; большему нарушению подвергается образное мышление в связи с неточностью восприятия. Абстрактно-логического мышления нельзя достигнуть без помощи взрослых. Характерны трудности с синтезом и анализом, сравниванием, обобщением; Отсутствие способности упорядочивать события, строить умозаключения, формулировать выводы. Характерно системное недоразвитие речи (нарушение артикуляции звуков, слуховой дифференциации, резкое ограничение словарного запаса, произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднение в построения связного высказывания, речевая пассивность).
-изменения приема информации, уменьшении способности к ее переработке;
-несформированность мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы
- игровая деятельность отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюдением игровых правил.
-недостаточность моторного развития характеризуется двигательной неловкостью, недостаточной координацией, возможны гиперкинезы и тики.
-личностная сфера характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность.
-социальная дезадаптированность детей, т. е. нарушение его связей с окружающими людьми, что приводит к затруднению взаимодействия с социальной средой;
Обязательная часть | |
ФАОП ДО https://disk.yandex.ru/i/wLd3LvsKiLtr-g | «Мы - россияне, мы — нижегородцы» для детей 5-6 лет/ Е.Б. Бухарева, И.Н. Кольцова, Т.А. Ревягина, О.А. Щукина, Т.И. Волкова – Н. Новгород, -2017, -194 с «Мы - россияне, мы — нижегородцы» для детей 6-7 лет / Е.Б. Бухарева, И.Н. Кольцова, Т.А. Ревягина, О.А., Щукина О.А, Пивикова А.И., Серова О.Ю., Ушакова К.Н.- Н. Новгород -2020.-331 с |
В условиях работы с детьми с задержкой психического развития перед педагогическим коллективом встают новые задачи по взаимодействию с семьями обучающихся, так как их родители (законные представители) также нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке. Одной из важнейших задач является просветительско-консультативная работа с семьей, привлечение родителей (законных представителей) к активному сотрудничеству, так, как только в процессе совместной деятельности МБДОУ «Детский сад № 27» и семьи удается максимально помочь ребенку в преодолении имеющихся недостатков и трудностей. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребенка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье